Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 5: прозрачность госфинансов

Редакция продолжает обзор обязательств Украины относительно выполнения Контракта по обустройству государства. Этот документ был подписан в мае 2014 года премьером Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС...

Редакция продолжает обзор обязательств Украины относительно выполнения Контракта по обустройству государства.

Этот документ был подписан в мае 2014 года премьером Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС предоставил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.

Вклад предоставляется на безвозвратной основе с одним условием – выполнение реформ.

250 млн евро Украина уже получила – авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.

Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.

В первой статье экспертами Центра политических исследований и аналитики были проанализированы обязательства Киева продемонстрировать “ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией”, во второй – “повысить уровень добропорядочности и ответственности в государственном секторе”, в третьей – достичь прозрачности и конкурентности в сфере государственных закупок, а в четвертой – обеспечить доступ граждан к информации.

Пятое обязательство Контракта по обустройству государства касается повышения уровня прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами.

В пункте 5.1 контракта украинские обязательства изложены таким образом: обнародование квартальных отчетов о результатах выполнения Плана мер по внедрению Стратегии развития системы управления государственными финансами с освещением результатов, достигнутых в предыдущем квартале, и задач на следующий квартал.

Ситуация в этой сфере далека от радужной. А по некоторым индикаторам можно говорить о провале.

Кое-что было сделано правительством еще до договоренностей с ЕС. Распоряжением Кабинета министров Украины от 1 августа 2013 года утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития системы управления государственными финансами.

Несмотря на то, что сам факт наличия стратегии является прогрессивным, этот нормативно-правовой акт имеет несколько недостатков.

Первый из них – статус документа, поскольку распоряжения являются актами Кабинета министров Украины по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам, а акты по нормативным вопросам издаются в форме постановлений.

Но это – не главная проблема.

Общественность констатирует, что положения этого важного документа до сих пор не выполнены, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие публичных отчетов о выполнении Стратегии.

По мнению экспертов, благодаря этим мерам можно было бы значительно улучшить эффективность расходования бюджетных средств, увеличить доходы бюджета и повысить прозрачность бюджетного процесса.

Неудовлетворительное выполнение этого требования признают и в самом правительстве. На сайте Министерства финансов есть информация о ходе выполнения плана мер по реализации этой стратегии за II квартал.

Неутешительна даже официальная статистика! Из 80 задач только в 22 случаях представлена развернутая информация, а в других 58 случаях разъяснено, что задача находится в процессе выполнения.

При этом никаких планов по выполнению этого требования, как оказалось, у чиновников до сих пор нет.

Центр политических исследований и аналитики направил информационный запрос, чтобы получить план на квартал по реализации Стратегии развития управления государственными финансами. Ответ оказался весьма интересным: чиновники заявили, что пользуются планом на 2013-2017 годы, а поквартальных планов у них нет в принципе.

Ответы на вопросы о том, сколько денег тратится на реализацию Стратегии, Центр также не получил. Сообщили лишь, что часть средств на эту стратегию предоставляет Европейский союз.

Эксперты центра решили узнать, сколько Министерство финансов потратило средств финансовой помощи на создание и внедрение программного обеспечения “Прозрачный бюджет”. Выяснилась очень интересная вещь – чиновники из Минфина просто отказались от европейских денег на реализацию данного проекта и закрыли его досрочно!

Напоследок добавим, что на сайте до сих пор не появилась информация о реализации Стратегии за III квартал, хотя это – прямое требование Контракта.

В пункте 5.2 говорится о ежеквартальном обнародовании аналитической записки для общественности и СМИ, в которой объясняются достигнутые к этому времени результаты.

И все же, кроме негатива, есть и позитив.

К числу несомненных достижений в 2014 году в реализации Плана мероприятий необходимо отнести принятие 10 апреля 2014 года закона “Об осуществлении государственных закупок”.

Законом предусмотрено выполнение задач Стратегии по “сокращению случаев, на которые не распространяется законодательство в сфере государственных закупок”, “адаптации законодательства в сфере государственных закупок к законодательству и стандартам ЕС” и “обеспечению обнародования годовых планов государственных закупок на веб-портале уполномоченного органа, на собственных веб-сайтах заказчиков”.

За Антимонопольным комитетом сохраняется функция органа обжалования в сфере государственных закупок. Согласно выводам международных экспертов, предложенные изменения в законодательство о государственных закупках в целом соответствуют международной практике.

Вместе с тем правительству необходимо активизировать работу по проекту закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно предоставления государственных гарантий”, что позволит выполнить задачи по установлению дополнительных целевых индикативных ограничений в отношении условных долговых обязательств в сфере государственного долга на средне- и долгосрочную перспективу.

Следует констатировать отставание от сроков выполнения задач по:

– законодательному обеспечению введение системы государственного стратегического планирования (предусматривалось принятие в 2013 году);

– сопровождению во время рассмотрения в Верховной раде законопроекта “О внесении изменений в законы “О Кабинете министров Украины” и “О центральных органах исполнительной власти” относительно деятельности министерств и центральных органов исполнительной власти;

– разработке инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе (предусматривалось принятие в 2013 году);

– разработке типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учета для отражения основных операций бюджетных учреждений, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования и операций по выполнению государственного и местных бюджетов (предусматривалось принятие в 2013 году).

Пункт 5.3 Контракта по обустройству государства требует обнародования пресс-релизов,которые объясняют результаты консультаций с общественностью и международными организациями и учреждениями об итогах выполнения Плана мероприятий по внедрению Стратегии развития системы управления госфинансами.

Здесь ситуация обстоит хуже всего. На сайте нам не удалось найти информацию об итогах консультаций с общественностью и международными организациями и учреждениями о результатах выполнения Плана мер по внедрению Стратегии развития системы УДФ. В разделе “Связи с общественностью” на странице “Проведение консультаций с общественностью” сайт выдает ошибку доступа.

Подводя итоги, приходится констатировать – правительство крайне неэффективно выполняет свои обязательства в части повышения уровня прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами.

Министерству финансов необходимо уделять больше внимания этому направлению, чтобы поскорее реформировать финансовую систему. А также контролировать чиновников, ответственных за выполнение или невыполнение вышеуказанной стратегии.

Автор материала: Сергей Карелин, Владимир Тарнай

По материалам: Eurointegration.com.ua

Материалы по теме: