Всплывшая взятка, или Как у порта землю “украли”

Привлечение инвестиций в развитие портов остается главным приоритетом государственной политики в морской отрасли на протяжении уже не одного десятка лет. Однако на этом пути все те же преграды и...

Привлечение инвестиций в развитие портов остается главным приоритетом государственной политики в морской отрасли на протяжении уже не одного десятка лет. Однако на этом пути все те же преграды и бюрократические препоны. Недавний обыск силовиков в офисе стивидорной компании “СП Рисоил Терминал”, оперирующей грузами в Ильичевском порту, как раз и высветил одну из них — земельную. Самую, пожалуй, острую и болезненную на сегодняшний день. В отрасли ее предпочитают особо не выпячивать, дабы, с одной стороны, не выносить сор из избы, а с другой — не дразнить прокурорских.

В итоге имеем то, что имеем. Вначале одни государственные мужи в торжественной обстановке перерезают ленточку и хлопают в ладоши по случаю открытия в порту нового терминала компании Risoil S.A. А затем приходят другие, в масках и с автоматами, и устраивают свое представление с обыском и изъятием документов. Таковы реалии ведения бизнеса в Украине. Несмотря ни на что, они не меняются, кто бы ни находился у власти.

Земельный вопрос их испортил

Разумеется, можно искать черную кошку в темной комнате, как это сделали силовики в бывшем Ильичевске, ныне Черноморске, устроив “маски-шоу”. Но лучше включить свет, и тогда будет видно, что творится в портовом доме, обитателей которого давно портит земельный вопрос. И не только земельный. В порту много всяких других спорных моментов, возникающих между государственным предприятием “Ильичевский морской торговый порт” (ГП “ИМТП”) и частными компаниями.

Закон о портах уравнял государственного и частного стивидоров в правах, однако в Ильичевском порту ГП “ИМТП” по старинке выступает в роли хозяина-барина, ибо через его территорию проходят выходы к причалам Администрации морских портов Украины. То есть за ГП “Ильичевский МТП” закреплена портовая территория (в постоянном пользовании 302 га), на которой ведут свою хозяйственную деятельность частные стивидоры, среди которых ООО “СП Рисоил Терминал”.

Для сведения, это СП входит в группу компаний Risoil S.A. со штаб-квартирой в Швейцарии и владеет в Ильичевском порту терминалом по перевалке пищевых растительных масел мощностью 1,5 млн т в год. Этот терминал был введен в эксплуатацию еще в 2004 г. Аналогичный терминал мощностью 0,5 млн т в год Risoil S.A. построила и в порту “Южный” в 2013-м. В общей сложности в развитие двух портов компания вложила более 200 млн долл.

В 2015 г. на территории Ильичевского порта Risoil S.A. приступила к строительству нового зернового терминала мощностью 4,5 млн т в год. Сумма инвестиций — 140 млн долл. Половина уже вложена. Первая очередь этого терминала и была открыта в конце марта 2016-го с участием министра АПК, замминистра инфраструктуры, заместителя главы Одесской облгосадминистрации, руководства порта и прессы.

Ильичевский порт для реализации инвестиционных проектов дополнительно предоставил компании Risoil S.A. территорию ориентировочно в 3 га. Это приблизительно в 200 м от акватории порта. Однако оформление земельного участка затянулось по ряду причин, не зависящих от компании.

Начальник против

Оформлять три гектара, ставших сегодня скандальными, компания Risoil S.A. взялась еще в 2014 г. Это был второй заход. После долгих переговоров с портом и новым руководством профильного министерства добро было получено. Соответствующее письмо о даче согласия на отказ от земельного участка Министерство инфраструктуры подписало 18 августа 2014 г. А порт дал нотариально оформленный отказ от трех гектаров на имя главы Одесской ОГА (распорядителя государственных портовых земель) 13 октября 2014 г.

Вот цитата из заявления в адрес ОГА: “Учитывая согласование Министерства инфраструктуры от 18.08.2014 г. и статьи 141, 142 Земельного кодекса Украины, ГП “Ильичевский МТП” дает согласие на прекращение права постоянного пользования и изъятие земельного участка площадью 3 гектара, согласно схеме и графическим материалам”. Здесь же дана характеристика земельного участка: “оползневые склоны с перепадами высот до 15–17 метров, непригодные под складские площади порта”. И далее причины отказа: “улучшение этой территории слишком дорого и экономически неэффективно”.

После полученных согласований Risoil S.A. обратилась в Одесскую ОГА с ходатайством о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу данного участка в аренду. Но облгосадминистрация вернула документы на доработку. На тот момент земельные участки в порту не имели официальных границ и кадастровых номеров. Можно было параллельно оформлять участок и права аренды на него, однако, учитывая рекомендации земельщиков, власти потребовали вначале его “одеть, обуть”, внести в кадастр, а уж потом приходить с прошением. У порта таких участков не один десяток, поэтому их оформлением ГП “Ильичевский МТП” занималось не спеша более года. Для ускорения этого процесса компания Risoil S.A. вместе с еще одним частным стивидором заплатили вместо порта за присвоение участкам кадастровых номеров.

Когда все было готово, компания Risoil S.A. уже с новым пакетом документов обратилась в ОГА с той же просьбой. Одесская облгосадминистрация согласовала техническую документацию о разделе земель порта. Но при этом для подстраховки потребовала дополнительные бумаги от порта. А именно — официальное письмо о том, что участок ориентировочной площадью 3 га, от которого ГП “ИМТП” ранее отказалось, и участок с кадастровым номером площадью 2,9988 га, который компания хочет получить в аренду, — один и тот же. Увы, не тут-то было. Пока готовилась документация, много воды утекло.

В порт пришел новый начальник, и новая метла стала мести по-новому. Нынешний директор порта Сергей Крыжановский, который, к слову, до назначения на должность директора ГП “ИМТП” работал в Risoil S.A., потребовал от компании предоставить дополнительные документы, касающиеся ее хозяйственной деятельности, разрешение на ведение работ по строительству зернового терминала и ряд других.

И это притом, что планы компании по строительству комплексов по переработке масличных культур и перевалке зерна включены в утвержденный Министерством инфраструктуры “Стратегический план развития ГП “ИМТП” на период до 2018 г.”. В нем сказано, что в течение 2015–2017 гг. компания реализует вышеуказанные проекты на портовых территориях, прилегающих к землям, на которых стоит комплекс наливных грузов компании Risoil S.A.

Обычная практика

В общем, пока бюрократическая машина продолжала наматывать километры, компания согласно срокам, указанным в плане развития Ильичевского порта, продолжала воплощать в жизнь инвестиционные проекты. Пока не грянул гром в виде обвинений в захвате и даже краже портовой земли. “Но мы не могли сидеть и ждать, — поясняет глава представительства компании Risoil S.A.

Шота Хаджишвили. — Мы получили от Министерства инфраструктуры разрешение на строительство на участке, прилегающем к нашей территории, и нам была открыта кредитная линия, это швейцарские деньги.

К тому же участок, о котором идет речь, — это оползневые склоны, наверху стоят наши резервуары, нагрузка большая, и мы были вынуждены начать работы по установке подпорной стенки, а это уже территория порта. Но какой при этом ущерб мы нанесли государству? Фактически это бросовые земли, которые портом не используются”. По словам Ш.Хаджишвили, их освоение принесет и порту, и бюджету дополнительный доход. Благодаря увеличению мощностей компании до 6,5 млн т в год, грузопоток порта вырастет на 15%.

Плюс аренда земли, которая как минимум в три раза выше платы за землю, вносимой портом. Плюс за использование территории ГП “ИМТП” берет плату в размере 0,63 долл. с каждой тонны, перегруженной частными стивидорами. Плюс реализация проекта обеспечит создание 200 новых рабочих мест.

Надо сказать, сам порт, как видно из “Стратегического плана развития ГП “ИМТП”, называет отраслевое и земельное законодательство, а также забюрократизированную процедуру согласований рисками и проблемными вопросами на пути реализации инвестиционных проектов. И в то же время становится тем бюрократом, который выступает преградой для инвестиций в развитие порта. Именно воля начальников, от самых высоких до самых маленьких, и есть главный стопор в решении земельных проблем. Ведь эпопея с тремя гектарами на самом деле тянется еще со времен правления Януковича.

Тогда за решение этого вопроса ближайшее окружение бывшего президента Украины потребовало у компании Risoil S.A. 50% в новом терминале. До этого чиновники просили отстегнуть несколько долларов с тонны переваливаемого груза, а тут долю в бизнесе захотели. Словом, вышеописанная земельная эпопея — на самом деле обычная практика для портов. Зачастую там вначале строят, а потом получают землю. Так в чем же криминал?

Под колпаком у силовиков

Дело в том, что эти гектары фигурируют в решении Печерского районного суда г. Киева (определение №757/11646/16-к от 16 марта 2016 г.), давшего санкцию на обыск и изъятие оригиналов документов у “СП Рисоил Терминал”. Основанием для вердикта стало ходатайство прокурора одного из отделов “крымского” управления Генеральной прокуратуры Украины. Оказывается, следственный отдел этого управления в рамках уголовного производства проводит досудебное расследование по факту взятки, которая вообще никак не связана с землей.

Тем не менее в определении суда написано следующее: “Согласно полученной от СБУ информации, ООО “СП “Рисоил Терминал”, несмотря на отсутствие каких-либо правовых оснований, самовольно заняло территорию ГП “ИМТП” площадью 3 га (смежную с территорией данной компании) и с апреля 2015 г. начало на ней строительство резервуарного парка по проекту “Расширение базы наливных грузов. Строительство емкостей для хранения пищевых продуктов переработки масличных культур”.

Эти сведения СБУ стали одним из главных аргументов прокуратуры, которая в суде потребовала дать разрешение на обыск и изъятие у компании оригиналов документов, связанных с ее хозяйственной деятельностью, в том числе и с использованием ею земельных участков порта. Отметим, что прокуратура просила дать такое же разрешение и на обыск в двух управлениях мэрии: архитектуры и градостроительства, коммунальной собственности и земельных отношений, а еще в городском отделе Госгеокадастра.

Но суд отказал, поскольку прокуратура даже не обращалась в эти исполнительные органы с просьбой предоставить интересующие документы. Надо сказать, суд поначалу отказал и в санкции на обыск в “СП Рисоил Терминал” по этой же причине. Но потом дал добро. Силовики в портовой “избе” по сути смели в свой совок много всякого “добра”, а после конвертировали его в компромат против “СП Рисоил Терминал”. Во всяком случае, такой напрашивается вывод. Ведь, кроме земельных вопросов, прокуратура для получения права на обыск использовала в суде и факты, которые тянут на хозяйственный спор, не более. К примеру, об использовании компанией “СП Рисоил Терминал” опор порта для прокладки своего трубопровода. Но самое удивительное в другом.

Весь этот собранный СБУ “компромат” на стивидорную компанию прокуратура, повторимся, притянула за уши к уголовному делу о взятке, которая, судя по всему, стала лишь поводом для наезда на компанию и, похоже, мало интересует самих стражей закона.

Судите сами. Должностные лица компании “СП Рисоил Терминал” якобы дали взятку в размере 10 тыс. грн заместителю главного врача СЭС на водном транспорте в декабре прошлого года. По этому факту было открыто уголовное производство, создана следственная группа и ведется досудебное расследование. При этом никто с поличным задержан не был. И по истечении четырех месяцев никого из фигурантов этого дела не допросили, и никаких других следственных действий в их отношении не проводили. К уголовному производству о взятке прокуратура присоединила и “крымский” вопрос. Оказывается, взяточница проводила проверку судов, которые доставляли груз из Крыма и в Крым.

Но причем тут “СП Рисоил Терминал”? По оперативным данным СБУ, компания доставляла с причалов Ильичевского порта зерно и подсолнечное масло судами на оккупированную территорию, да еще в обход украинских пунктов пропуска. Но “СП Рисоил Терминал” — это стивидорная компания, переваливающая на экспорт наливные и сыпучие грузы, но не перевозчик.

Ловись, рыбка, или Что же это было?

В компании Risoil S.A. уверены, что пока чиновники будут иметь возможность влиять на судьбу многомиллионных проектов, они своего не упустят.

Они будут стопорить иностранные инвестиции, а заодно и прогресс, прикрываясь при этом государственными интересами. “Но чтобы подобного не происходило, существует прокуратура, которая должна защищать интересы государства. А государственные интересы — это инвестиции в Украину.

Прокуратура же прессует инвесторов, но никак не чиновников, которые хотят их доить”, — считают в компании Risoil S.A. Словом, взятка стала тем крючком, с помощью которого силовики взялись ловить рыбу в мутной портовой воде. Это ведь не первый случай, когда прокуратура постучалась в дверь стивидорной компании. Но в Черноморске, бывшем Ильичевске, она, похоже, вломилась даже не в ту дверь. То ли по ошибке, то ли по иным причинам, но обыск и выемка документов на самом деле прошли в офисе другой компании — “Новик порт сервис”. Это портовый экспедитор, о котором в решении суда не было сказано ни слова. Обе компании имеют один и тот же юридический адрес.

Но офис экспедитора находится на первом этаже жилого дома, а “СП Рисоил Терминал” — на территории порта. Несмотря на резонанс в СМИ, никто из силовых ведомств не прокомментировал свои действия. Хотя слишком много к ним вопросов. Ведь обыск длился с утра до часу ночи. В изъятии документов, помимо следственной группы в составе 12 человек, участвовала и спецгруппа СБУ. Они вынесли 25 полиэтиленовых мешков с документами и большую часть без описи.

Побывали силовики с визитом и в администрации порта и АМПУ. Словом, глядя на действия силовиков, можно было думать о чем угодно. И о рэкете, и о наезде в интересах конкурентов, и даже о рейдерском захвате. Именно такие сообщения в СМИ появились по горячим следам произошедшего. Но только не о защите государственных интересов.

Автор материала: Нина Перстнёва

По материалам: Zn.ua

Материалы по теме: