Возить еду самолетами

Богатейший аравийский рынок двадцать лет безуспешно завоевывали украинские металлурги и строители. Теперь пришла очередь аграриев и военных В бытность министром экономики Украины еще в 2007 году Арсений Яценюк обещал...

Богатейший аравийский рынок двадцать лет безуспешно завоевывали украинские металлурги и строители. Теперь пришла очередь аграриев и военных

В бытность министром экономики Украины еще в 2007 году Арсений Яценюк обещал тогдашнему министру торговли и промышленности Саудовской Аравии довести торговлю между странами до $1 млрд., но шанс выполнить обещание появился сейчас, спустя восемь лет. Полная смена приоритетов Киева во внешней политике привела к тому, что экспорт в эту страну в минувшем году вырос на 47% — до $630,8 млн. и обещает до 2017 года увеличиться до цифры, заявленной Яценюком почти десять лет назад.

ОШИБКА В ПОДХОДЕ

Отмеченные в 2014 году темпы роста можно было наблюдать только в начале 2000-х годов в торговле Украины с Турцией и КНР в пору тотального отечественного заблуждения о возможности нашей страны разбогатеть на экспорте полуфабрикатов металлургии и химии. Последующие годы торговли с другими странами Азии показали, что экспортировать трубы вместо экспорта услуг по строительству газопроводов то же самое, что и строить шоколадные фабрики, не покупая плантаций какаобобов.

Украинская торговля с Саудовской Аравией в 1995–2005 годах развивалась чрезвычайно медленными темпами — с оборота в $50 млн. до $244 млн. Как ни старались украинские производители весьма востребованных на аравийском рынке труб и арматуры, первенство на нем удерживали экспортеры из других стран. Они умели продавать свои материалы в комплексе с поставками квалифицированных на глобальном рынке строительных и инженернопроектных услуг.

В результате вместо нуворишей украинского ГМК на бездонном аравийском рынке обогащались строители и инженерные фирмы государств с менее развитой металлургией. Например, из Турции, Таиланда и Пакистана. Украинские же поставщики металлопроката аравийское направление провалили. Созданные еще в 2001–2002 годах для усиления позиций на азиатских рынках украинские строительнопроектные ассоциации, в первую очередь IFEC и «УкрАзияБуд», за десятилетия своей деятельности так и не смогли подписать крупные договоры.

АГРАРНЫЙ ОБОРОТ

В течение 2006–2013 годов исправлять ситуацию с медленным приростом украинско-аравийской торговли помогали исключительно отечественные аграрии. Их экспортная номенклатура до самого последнего времени занимала более 60% товарной структуры украинскоаравийской коммерции.

В 2013 году при двустороннем товарообороте $428 миллионов наши кормовые злаки, ячмень и кукуруза занимали $356 млн., подсолнечное масло — $69 млн., яйца птицы — $1,5 млн.

В ожидании намеченной на 2016 год отмены Эр-Риядом ряда ограничений по сельскохозяйственному импорту (прежде всего, снятие запрета 2008 года на поставку птицы) за прошедшие два года довести свою пищевую продукцию до специфических продовольственных стандартов Саудовской Аравии смогли десятки украинских компаний.

Но стандартизация вряд ли обещает перспективу устойчивого роста — аравийский продовольственный рынок сегодня политизируется. Он находится в стадии активного роста реэкспорта в третьи страны, который предопределяется увеличением аравийских фондов предоставления международной продовольственной помощи. Эти фонды выросли в результате череды революций в арабском мире. Но без гарантий и координации на политическом уровне практически невозможно стать масштабным партнером ЭрРияда в деле продовольственного обеспечения некоторых государств региона.

Перейти от связанных с колебаниями цен спорадических товарных потоков аграрной продукции к долгосрочному продовольственному стратегическому партнерству Украине и Саудовской Аравии могли бы помочь достижения на других направлениях двусторонней торговли. Но опираться пока что не что.

ЗОННАЯ ОБОРОНА

Пока нет никаких достижений и в традиционной для Аравии нефтяной отрасли. Главная причина этого скрыта в нежелании властей Украины сменить приоритеты своей нефтяной торговли и реформировать государственные активы в нефтепереработке. Ведь все наши мощности специализируются на переработке исключительно тяжелых сортов нефти, а не легких, которые экспортирует Саудовская Аравия.

В условиях дефицита качественных достижений в структуре торговли Киев и Эр-Рияд могли бы сделать акцент на военнотехническом сотрудничестве. Долгое время взаимодействие в этой сфере исключалось «многовекторностью» украинской внешней политики.

С 2014 года недостающее звено украинскоаравийского сотрудничества было найдено. Им оказалось авиастроение, которое вполне способно стать базисом развития торговли между странами. А затем стратегическое звено может расшириться на другие отрасли ОПК.

Для достижения этих задач правительство в начале весны вывело ГП «АНТК им. Антонова» из подчинения Минэкономразвития и передало его концерну «Укроборонпром». В начале мая Кабмин одобрил межправительственное соглашение о военнотехническом сотрудничестве между государствами.

Самым известным пунктом нового договора стала передача саудовской государственной компании прав производства многоцелевого легкого турбовинтового военнотранспортного самолета Ан-132, который является развитием модели Ан-32 для зарубежных покупателей. Украинскоаравийский проект сборки самолета в Саудовской Аравии предусматривает установку радиоэлектронного оборудования производства США и увеличение массы перевозимого груза до 9,2 т. Востребованность Ан-132 на аравийском рынке обусловлена его высокогорными и аэродромными характеристиками.

Эти свойства самолета стали особо актуальными в условиях начатой в апреле военной операции объединенного командования вооруженных сил Лиги арабских государств в Йеменской Республике, южного и исторически проблемного соседа Саудовской Аравии.

Ранее наиболее известным проектом продажи самолетов Ан-32 был заключенный в 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко контракт на модернизацию 105 самолетов этой марки для ВВС Индии. Средняя стоимость самолета в варианте украинской сборки составляет $15 млн. за единицу. Продажа самолетов аравийской сборки будет дороже изза возможного перехода с украинского на иностранный двигатель.

В дальнейшем успешная реализация первого авиастроительного проекта между Украиной и Саудовской Аравией позволит двум странам расширить спектр военнотехнического сотрудничества на более важные для саудовской армии отрасли, такие как ракетостроительное или бронетанковое машиностроение.

Пока же необходимый для обеих стран военнотехнологический альянс позволит Украине более уверенно добиваться увеличения доли отечественного продовольственного экспорта в обширных программах международной помощи, координируемых Саудовской Аравией.

По материалам: Comments.ua

Материалы по теме: