Виталий Касько: реформа ГПУ похоронена. Личность нового Генпрокурора значения не имеет

С 15 апреля 2016 кто бы ни был назначен на должность Генерального прокурора — этот человек будет связана по рукам и ногам в вопросах реформирования органов прокуратуры. С 15...

С 15 апреля 2016 кто бы ни был назначен на должность Генерального прокурора — этот человек будет связана по рукам и ногам в вопросах реформирования органов прокуратуры.

С 15 апреля по закону о прокуратуре все назначения и освобождения прокуроров с должностей происходят только через Квалификационно-дисциплинарную комиссию, а назначение всех руководителей должен одобрять Совет прокуроров.

Именно с 15 апреля вступает в силу норма закона об органах прокурорского самоуправления. Генеральный прокурор не сможет ни назначить себе заместителей, или даже освободить оставшихся в наследство от Шокина. За разговорами о новом-старом правительстве и торгами за портфели парламентариев страна упустила один из важнейших этапов в реформировании прокуратуры.

Прокурорское самоуправление здорового человека

В далеком 1995 году при вступлении в Совет Европы, Украина взяла на себя обязательства изменить роль и функции прокуратуры. Организация и внутреннее управление прокуратуры должны соответствовать требованиям беспристрастности и независимости. В рекомендациях Совета Европы приведены важные элементы, которые должны обеспечить независимость прокурора в любой правовой системе:

— прозрачная процедура отбора кадров на должности прокуроров, назначения и продвижения по службе,

— справедливая процедура привлечения к дисциплинарной ответственности.

Новый закон о прокуратуре закрепляет независимость прокуроров, а одной из гарантий обеспечения которой должно стать функционирование эффективных органов прокурорского самоуправления. Именно они по замыслу законодателя должны принимать решение о назначении прокуроров на руководящие (административные) должности и стоять на защите прокуроров от любых попыток вмешательства в их независимость.

По закону в Украине должны функционировать такие два органа: Всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины , основополагающий принцип функционирования которых — независимость от руководства прокуратуры.

Всеукраинская конференция назначает прокуроров в Совет прокуроров и Квалификационно-дисциплинарную комиссию. Квалифкомиссия отвечает за отбор, назначение и освобождение прокуроров, а также рассматривает жалобы на прокуроров и привлекает их к дисциплинарной ответственности. Совет прокуроров отвечает за согласование назначения прокуроров на административные должности

Прокурорское самоуправления имени Шокина

Конференция прокуроров — это делегаты от Генеральной прокуратуры, региональных прокуратур и местных прокуратур. Большинство участников — это представители местных прокуратур, что само по себе логично. Однако все хорошо помнят, кого и как Шокин назначил руководителями местных прокуратур в декабре 2015 года. Бывший Генпрокурор не выбрал ни одного внешнего кандидата, а большинство руководителей местных прокуратур были просто переназначены на должности. То есть во главе местных прокуратур сейчас на 100% лояльные Шокину и Севруку люди.

Что мы имеем на уровне областей? Руководителей областных прокуратур, которые за один вечер подписали письмо Шокину в поддержку увольнения заместителя Генерального прокурора Сакварелидзе, который мешал спокойной жизни старой системы прокуратуры.

У кого-то еще остаются иллюзии по поводу того, кто именно приедет на конференцию прокуроров и как проголосуют? Каких делегатов выдвинут местные прокуратуры, возглавляемые в основном прокурорами из старой системы и подчиненные напрямую прокурорам регионов? У меня никаких подобных иллюзий нет!

Очевидно, что никакой демократии в столь лояльной к руководству ГПУ структуре быть не может — указания относительно того, за кого голосовать на конференции прокуроров, даются из Генеральной прокуратуры прокурорам областей, а те ретранслируют их местным прокурорам. Нетрудно понять, кого будут защищать органы самоуправления, созданные руками Шокина и Севрука.

На 22 апреля 2016 года уже назначена Всеукраинская конференция работников прокуратуры. С этого дня рычаги влияния на назначение, перемещение по службе и дисциплинарную ответственность прокуроров перейдут в руки Совета прокуроров и КДК, а не Генерального прокурора Украины.

Понятно, что цель нынешнего руководства Генеральной прокуратуры — “контролируемое прокурорское самоуправление«,которое уничтожит саму идею реформы прокуратуры. И новый Генеральный прокурор, кто бы им ни стал, будет связан таким «контролируемым прокурорским самоуправлением», а по сути будет контролироваться старой прокурорской системой.

Мало кто заметил, однако законопроект, внесенный в Верховную Раду представителем Президента, который предусматривал возможность назначения генпрокурором человека без прокурорского стажа, который также содержал норму об отсрочке начала деятельности органов прокурорского самоуправления на год, до апреля 2017 года. Однако вчера он был отозван автором.

Как бы не планировал выходить из сложившейся ситуации новый Генпрокурор, я не хотел бы, чтобы он уничтожил саму идею прокурорского самоуправления. Без децентрализации через прокурорское самоуправление прокуратура будет и дальше органом советского образца, где все будет решать один человек в кабинете на Резницкой. Тогда нам не в сторону Европы, а дальше в пропасть …

Зато прокурорское самоуправление должно быть сформировано тогда, когда на процесс не будет никакого давления со стороны руководства Генеральной прокуратуры, руководителей региональных и местных прокуратур. Эти люди должны вызвать доверие не только в прогрессивной части прокурорского среды, но и у украинского общества, которое решительно требует кардинальных изменений в прокуратуре.

По материалам: Argumentua.com

Материалы по теме: