В Украине разработана уникальная банковская стратегия реализация которой приведет к быстрому экономическому росту страны

Несколько дней назад экономические издания сообщили о том, что большая группа экспертов во главе с руководителем парламентского Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка представил “Стратегию...

Несколько дней назад экономические издания сообщили о том, что большая группа экспертов во главе с руководителем парламентского Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка представил “Стратегию развития банковской системы Украины на 2016-2020 гг”.

Несмотря на то, что данная инициатива произвела эффект разорвавшейся бомбы в банковских кругах и вызвала шквал критики со стороны НБУ, широкая общественность оставила эту новость без внимания.

Оно понятно, простым людям куда более интересно читать о том, как в некий банк стреляли из гранатомета. А то, что впервые за все годы независимости группой инициативных граждан была создана альтернативная стратегия развития банковского рынка Украины, учитывающая долгосрочные интересы развития Украины, не очень заинтересовало граждан.

Наверное, они все еще думают, что НБУ, МВФ или другой «добрый дядя» будут устраивать им их светлое будущее. Однако, правда заключается в том, что никто, кроме нас самих не будет отстаивать наши интересы и тем более делать это стратегической задачей на ближайшие 5-10 лет. Именно поэтому я бы советовал дочитать это статью до конца и, если мои доводы покажутся Вам убедительными, поддержать данную народную инициативу.

В то же время в научных и экспертных кругах проект вызвал огромный интерес. В процесс доработки проекта Стратегии подключился десяток научных институтов и профильных ассоциаций.

В Украине была одна банковская стратегия – собрать побольше депозитов и убежать!

За все годы независимости государство так и не соизволило обозначить стратегические планы экономики Украины. И уж тем более – ее банковской системы. Все эти годы подобно плохому шахматисту НБУ и правители Украины не думали дальше одного хода вперед и занимались политикой затыкания дыр – руководствуясь именно этим принципом, и была реализована кредитно-денежная политика периода новейшей истории Украины.

Вместо того, чтобы ставить стратегические цели развития всей экономики, НБУ занимался сиюминутными задачами, связанными, например, с печатаньем денег на покрытие бюджетного дефицита или нейтрализацией гривневой массы для поддержания валютного курса.

В конечном итоге банки полностью утратили возможность кредитовать реальное производство и были вынуждены финансировать спекулятивные сделки, имеющие срок оборота капитала до 180 дней, а еще банки могли позволить себе кредитование физлиц на покупку иностранных автомобилей и холодильников. Это стало главной тенденцией с массовым приходом в страну иностранных банков.

Политика популизма и проедания, подкрепленная напечатанными НБУ деньгами, выплачиваемыми в виде пенсий и пособий, приводили к тому, что люди массово скупали товары народного потребления иностранного производства.

Одним словом, такая политика привела к тому, что всего за несколько лет (2005-2008) мы воспитали целый класс безрассудных потребителей, которые предпочитали сидеть на социальных пособиях и потребительских кредитах. Граждане регулярно покупали товары иностранного производства, поддерживая этим экономику стран-производителей. К чему привела такая стратегия, мы уже видели. Огромный отрицательный торговый баланс, приведший в момент падения мировых цен на сырьевые товары к невероятному обесцениванию гривны. Война лишь усугубила системные проблемы. Все это окончательно добило банковскую систему.

Теперь граждане, живя в элитных кредитных квартирах, с плакатами выходят к НБУ и требуют простить им кредиты. Впрочем, тысячи людей, копившие много лет на двушку в хрущевке и таки купившие ее благодаря долларовому кредиту, теперь не в состоянии его обслуживать и уже массово теряют жилье. В то же время другие граждане, которые делали депозитные вклады в банках Украины вынуждены терпеть безденежье, а их бизнес потерял оборотные средства на счетах банков-банкротов.

И вот впервые в истории страны была создана альтернативная стратегия развития банковской системы Украины, учитывающая долгосрочные интересы всего общества и, на мой взгляд, теперь важно заставить власть к ней прислушаться.

Эксперты предупреждали об угрозе девальвации и банковском кризисе, но в НБУ их не слышали

Сегодня принято говорить, что события 2013 года было нельзя спрогнозировать. Например, еще в 2012 году в журнале «Краина» экономист Алексей Лупоносов писал, что в случае наихудшего развития событий государство объявит дефолт через один год. Перед этим закончатся золотовалютные резервные запасы, курс гривны к осени 2013 резко опустится более чем на 30%. “После первой серьезной волны падения гривны зимой-весной 2013-го начнется паника, как в 2008 году. Все бросятся забирать свои депозиты из банков, продавать гривну и покупать другую валюту – рубли, евро, юани и т.д.. Доллары станут дефицитом”, – говорил Лупоносов. «Предприятия металлообработки и машиностроения сократят свое производство, потому что эту продукцию будут меньше покупать за рубежом. Уже сейчас продажи там уменьшаются. Работников на предприятиях будут сокращать, они не смогут выплачивать кредиты, а банки – депозиты», – утверждал эксперт.

Он же на страницах сайта УБР высказал мнение о том, что 50 банков в Украине смогут стать банкротами. И вот на сегодняшний день в Украине уже закрылось уже 70 банков!

Именно отсутствие стратегии привело к тому, что НБУ и Правительство, столкнувшись с мощным системным кризисом, были к нему не готовы. Действия властей вместо стабилизации банковской системы привели к резкому падению курса гривны и массовому выводу собственниками банков денег за пределы Украины. Народные деньги, которые выделил НБУ банкам-банкротам, бесследно исчезали, а ведь их должно было хватить на погашение 80% депозитов проблемных банков.

Почему НБУ вливал средства в такие банки как «Надра» или «Финансы и Кредит» и не помогал таким банкам как «Форум»? Ведь, уже ни для кого не секрет, что закрытие многих украинских банков можно было бы предотвратить, если бы у НБУ была стратегия работы с банками, столкнувшимися с кризисом ликвидности.

По моему мнению, более 20 банков с украинским капиталом еще можно было бы спасти и оставить их на рынке. Неужели в правительстве и НБУ не понимают, что такое массовое закрытие банковских учреждений в стране создает недоверие к банковской системе на многие годы? А может у НБУ другая стратегия? Может, есть план оставить в Украине только крупные банки с иностранным капиталом? В среде банкиров уже давно бытует мнение, что НБУ занимается банальным рейдерством и переделом рынка банковских услуг.

Чем опасны банки с иностранным капиталом для экономики Украины

Иностранный банковский капитал не заинтересован в развитии экономики Украины, и часто не готов кредитовать наши заводы и фабрики, не говоря уже о малом бизнесе. Да, они будут давать кредиты, но в большей степени это будут потребительские займы под высокие проценты на покупку товаров, произведенных в странах, откуда родом эти банки. Разве это выгодно Украине?

Кроме того опыт многих стран показал, что в период глобального кризиса иностранные банки моментально выводят огромные ресурсы из развивающихся экономик. Понятно, что в критический момент они спасают свои главные структуры.

На первый взгляд, украинцы даже довольны тем, что на рынок Украины вышли банки с громкими и узнаваемыми в ЕС брендами. Однако, в перспективе есть опасность монополизации рынка банковских услуг.

Если сегодня у Вас есть возможность открыть счет или получить кредит в более чем сотне банков Украины, то уже скоро может оказаться, что мелких и средних банков в стране больше нет, а оставшиеся 25-30 банковских учреждений, вообще не захотят открыть Вам счет или выдать кредит на производство украинской продукции.

К примеру, банки с французским капиталом охотно дают кредиты на французские машины, и условия кредитования там довольно-таки привлекательные, но такой же кредит на машину украинского производства Вам не дадут.

Задумайтесь, у себя в ЕС эти банки кредитуют людей под 5-7% годовых, а у нас в Украине они берут с нас иногда до 70-80% годовых, пряча их в комиссии и дополнительные платежи. У себя на родине они платят работникам по 3500 евро в месяц, а у нас людям с высшим образованием и знанием языка за ту же работу платят заработные платы в размере 6000-8000 гривен. И все это они делают тогда, когда в стране еще есть альтернатива их обслуживанию, а что будет, если через 2-3 года у нас не будет альтернатив?

Сегодня реальный сектор экономики Украины не может получить кредиты для пополнения своих оборотных средств. И это тогда, когда «банкопад» заблокировал деньги фирм на их счетах в проблемных банках.

Мало того, что фирмы лишились оборотных средств, так еще и стали проблемными в бюро кредитных историй, которые упрямо замечают просрочки фирм по кредитам перед банками, но не хотят замечать тот факт, что банки должны фирмам в разы больше. Наличие просрочек становится причиной отказа в выдаче кредитов предприятиям, а НБУ и Правительство бездействуют, не помогая бизнесу и банкам решать вопрос проблемных кредитов. В итоге бизнес в Украине продолжает сворачиваться. Даже несмотря на некоторое улучшение ситуации на мировых рынках. О долгосрочных инвестициях в новые сложные производства, которые могут окупиться через 10-15 лет, уже никто даже не думает. А ведь, только такие предприятия могут развивать собственные технологии. И, значит, существенно поднимать общий уровень зарплат в стране.

Кто понесет сегодня деньги в банки, которые могут быть закрыты Нацбанком по личным или политическим мотивам? Сегодня на руках у населения вне экономики страны находятся до 100 миллиардов наличных долларов США и главная задача НБУ и Правительства – возврат доверия людей к банкам и банковской системе страны. Только вернув доверие, можно перенаправить сбережения людей в экономику, и на эти деньги будут кредитоваться украинские предприятия.

Как можно доверять тем, на кого общество не имеет никакого влияния? Вдумайтесь, уже болеп полугода НБУ работает без Совета Нацбанка, который должен контролировать действия правления и разрабатывать основы денежно-кредитной политики. Около года назад тогдашний Глава Совета Буковинский С.А. смел критиковать главу НБУ за непрофессионализм в процессе курсообразования. Он прямо указывал на ошибки Гонтаревой, которые привели к падению курса гривны. И уже через месяц после своего заявления он там уже не работал. Под прикрытием требований МВФ через парламент был продавлен закон об увеличении «независимости» центрального банка.

И теперь главе Нацбанка удобно работать в условиях полной бесконтрольности, но разве это может вызывать доверие к регулятору и всей финансовой системе у простых граждан? Ведь, если чиновника никто не контролирует, то велик соблазн устанавливать правила игры в свою пользу. А если речь идет о НБУ, то отсутствие контроля может приводить к очень тяжким последствиям для экономики Украины.

Ручное управление от НБУ надо заменить на системное взаимодействие с правительством и парламентом

К сожалению, банки продолжат закрываться, бизнес не может купить валюту, чтобы закупать сырье или комплектующие за границей, а получение малейшего кредита для предприятий сравнимо с подвигом Геракла из мифов древней Греции.

Действия НБУ по подавлению инфляции уже привели затягиванию посткризисного восстановления экономики Украины.

Но менять нам нужно не только политику НБУ. Авторы банковской Стратегии заявляют о важности системных и взаимосвязанных действий всех ветвей власти по стимулированию экономического роста и изменению структуры экономики. Они утверждают, что если сегодня не начать реализовывать общую стратегию, то послезавтра у нас может уже не быть Украины в ее сегодняшнем виде.

А о том, что предлагают эксперты для стимулирования экономики Украины, я постараюсь объяснить в своей следующей статье.

Автор материала: Алексей Лупоносов

По материалам: Ua-banker.com.ua

Материалы по теме: