Украина и НАТО: соглашение, которого все нет

22 марта Верховная Рада приняла постановление №6111 под названием «Об обращении Верховной Рады Украины к Конгрессу Соединенных штатов Америки о гарантиях безопасности». Фактически это обращение даже не к Конгрессу,...

22 марта Верховная Рада приняла постановление №6111 под названием «Об обращении Верховной Рады Украины к Конгрессу Соединенных штатов Америки о гарантиях безопасности». Фактически это обращение даже не к Конгрессу, а к президенту США с просьбой заключить с Украиной оборонное соглашение и предоставить статус основного союзника вне НАТО. Как правило, подобный статус предоставляется тем странам, которые стратегически взаимодействуют с Вооруженными силами США, но в НАТО не состоят. Представляет этот статус президент США, который в течение 30 дней уведомляет об этом Конгресс.

Фактически такое союзничество в рамках американского законодательства существует в двух вариантах – с одной стороны это дает возможность министру обороны США привлекать такие государства союзники для совместных разработок в сфере вооружения и военного снаряжения. По сути, данный статус использовался в основном для того чтобы благоприятствовать совместным разработкам с привлечением иностранного капитала и технологий. В связи с этим подобный статус в числе первых получили Япония, Южная Корея и Австралия еще в 1989 году, хотя на тот момент они и так были союзниками США по большому количеству договоров.

Такой же статус получил и Израиль. Также союзники НАТО получают возможность участвовать в контрактах Министерства обороны США по вопросам ремонта и обслуживания американской военной техники, находящейся за рубежом. С учетом того, что треть Вооруженных сил США находится за границей, это способствует выполнению их задач. В другой плоскости предоставление статуса основного союзника дает стране-союзнику возможность получать по упрощенной процедуре излишки американского вооружения, а также американское финансирование для того, чтобы арендовать вспомогательные элементы вооружения.

Статус основного союзника США вне НАТО существует уже двадцать лет. За это время его получили 16 стран, закрепившие это договоренностями, а также фактически Тайвань, у которого нет дипломатических отношений с США. Чаще всего подобный статус предоставлялся отнюдь не по военным соображениям, а лишь в качестве политической благодарности.

Например, Иордании такой статус предоставили в 1996 году за заключение мирного договора с Израилем. Такой же статус получил и Афганистан в 2010 году, а в 2015 году статус союзника вне НАТО предоставили Тунису в благодарность за «арабскую весну». По сути, данный статус предоставляется из политических соображений и не дает такому союзнику каких-то особых гарантий безопасности, которые существуют, например, в рядах стран НАТО. Так чего же хотят в Киеве?

Впервые Порошенко призывал Вашингтон предоставить Украине такой статус еще в 2014 году. И американские законодатели даже включили этот пункт в закон о поддержке украинской демократии, но в итоге это положение было исключено. Очевидно, что сейчас в Киеве надеются, что Трамп в отличие от Обамы согласится на этот пункт. Впрочем, все прекрасно понимают, что предоставление этого статуса серьезно бы на украино-российское противостояние не повлияло. Хотя Вооруженные силы Украины вышли бы на новый уровень взаимодействия с американской армией, тем не менее, летального оружия США так и не предоставили, что по сути уже является обязательным пунктом для союзников США вне НАТО. Если бы в Белом Доме было бы политическое желание для этого, то Украине предоставили бы оружие и без всяких статусов.

В постановлении Верховной рады речь шла и о заключении оборонного соглашения с США. Действительно подобное соглашение в рамках двухстороннего союза как, например, США и Японии могло бы предоставить Украине определенные гарантии безопасности и обязать Штаты защищать ее. Но если посмотреть на ситуацию реально, то существуют огромные риски, связанные с международно-политическим положением Украины и вряд ли в белом Доме захотят заключать даже формальный альянс с политически нестабильной страной, находящейся в военном конфликте. Поэтому даже оборонное соглашение, которое просит Верховная Рада, выглядит слишком нереалистичным вариантом. Для Киева было бы выигрышным хотя бы сохранить нынешнюю американскую политику, направленную на повышение обороноспособности, совместные тренировки и нелетальную помощь. Впрочем, некоторый оптимизм все же сохраняется.

Так, например, бывший советник госсекретаря США Кондолизы Райс Элиот Коэн написал в своей книге, что в ближайшем будущем США пересмотрят систему формальных союзов. Когда начнется такая переоценка для Украины важно, чтобы существующие на тот момент отношения с Киевом выглядели как часть стратегии США во всей Центральной и Восточной Европе. А уж как будет вести себя украинский политикум, и как будут распоряжаться предоставляемой помощью – зависит только от Украины.

По материалам:  Job-sbu.org

Материалы по теме:

  • Коррупция и мошенничество в Украине: цифры и факты

    Согласно исследованию британской аудиторской компании EY, в 2017 году Украина занимает 1-е место по распространению коррупции и взяточничества в бизнес-среде. В этом рейтинге наша страна обошла Кению, Нигерию, Россию...
  • Страсти по коксующемуся углю

    Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится....
  • Что нового готовит власть для заробитчан

    В Украине решили ужесточить правила работы кадровых агентств, которые помогают украинцам устроиться на работу за рубежом. Соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной раде Украины. Основная причина подачи такого документа,...
  • Опасная дружба. Надолго ли помирились Путин и Лукашенко

    Формула расчета цены газа остается прежней, что дает основание для будущего недовольства Лукашенко и является механизмом шантажа белорусского лидера со стороны Кремля Глава Беларуси Александр Лукашенко в очередной раз...