Сюрпризы рынка

После непродолжительного падения цены на железную руду в Китае вернулись к уровню 60 долл./тонну, а импорт сырья продолжает увеличиваться. Реальных оснований для этого подъема нет – избыток поставок продолжает...

После непродолжительного падения цены на железную руду в Китае вернулись к уровню 60 долл./тонну, а импорт сырья продолжает увеличиваться. Реальных оснований для этого подъема нет – избыток поставок продолжает расти, и склады в портах переполнены. Просто обещания правительства поддержать подъем экономики породили энтузиазм в потребляющих сталь отраслях, цены на нее повысились, и производители увеличивают объемы выплавки. При этом внутренний спрос увеличился незначительно, а китайцы продолжают экспортировать свою продукцию и работать “на склад”. Поэтому эксперты уверены, что подъем на рынке железной руды будет недолгим.

Рост на энтузиазме

После снижения темпов выплавки стали в период новогодних праздников по лунному календарю (февраль) производители начали наращивать выпуск металла, поскольку в некоторых крупных городах Китая был отмечен рост цен на недвижимость. Покупатели из строительной отрасли вернулись на рынок, и цены на сталь двинулись вверх. После пятилетнего спада цены на строительную арматуру увеличились на 32%, фьючерсы в Шанхае достигли 7-месячного максимума, выросли и фьючерсы на горячекатаные рулоны. Рост цен привел к увеличению маржи производителей, и впервые после января 2015 года китайские производители добились рентабельности. Более того, в марте аналитики Bloomberg Intelligence зарегистрировали самый высокий за последние пять лет Индекс рентабельности в сталелитейной промышленности Китая. Возвращение к прибыльности послужило стимулом к созданию производителями запасов продукции, а возродившийся оптимизм подталкивает заводы к закупкам руды по более высоким ценам.

По данным китайской таможни, за первые три месяца текущего года импорт руды увеличился на 6,5%, до 242 млн тонн. Аналитики Citigroup полагают, что повышение маржи подтолкнет ряд производителей к возобновлению деятельности, и в апреле импорт продолжит расти.

Существует и другая причина увеличения импорта. Китайские заводы по-прежнему закупают основную часть необходимой им руды у местных поставщиков, но это сырье более низкого качества и, как правило, находится в менее доступных местах, чем портовые склады, расположенные вблизи металлургических центров промышленного северо-востока. А в трудные времена производители стремятся к сокращению затрат любой ценой, и один из способов достижения этой цели – замена низкокачественной местной руды более качественной импортной. Принятию такого решения способствует и избыток поставок заморского сырья. Правда, такой замене препятствуют долгосрочные контракты с местными поставщиками, да и не все китайские месторождения находятся вдали от сталелитейных регионов. Поэтому вопрос об объемах грядущей замены пока остается открытым.

С другой стороны, хотя внутренний спрос на сталь и стабилизировался, существенного роста пока не наблюдается. При этом избыток китайских мощностей остается огромным, а лавина китайского экспорта в марте уже поспособствовала банкротству заводов в Великобритании и Австралии. Поэтому впереди замаячили перспективы возведения торговых барьеров в Индии, США и других странах. Аналитики World Steel Dynamics полагают, что за 2015-2018 годы Китай сократит выплавку стали примерно на 18%.

Сейчас уровень запасов руды на китайских портовых складах превышает 100 млн тонн, и этот избыток должен оказать влияние на цены. Тем более что поставки продолжат нарастать.

И все-таки она вертится…

По статистике US Geological Survey, в 2014 году производство железной руды в Китае достигло пика, а в прошлом году уменьшалось со скоростью, самой высокой после 1998 года. Это обеспечило заморским конкурентам возможность нарастить свои рыночные доли. Сейчас цены опять вернулись к уровню 60 долл./тонну, и низкозатратные производители руды начали получать высокие прибыли. При этом, по данным Sanford C Bernstein & Co, годовой прирост мирового объема продаж в первом квартале составил 10,4%. Так, Fortescue Metals Group, занимающая четвертое место в мировой иерархии железорудных компаний, сообщила, что в первом квартале годовой прирост ее продаж составил 6%, а затраты на добычу снизились до 14,79 долл./ влажн. метрич. тонну. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить компании прибыль около 30 долл. на каждой из 41,8 млн тонн, проданных в первом квартале. Разумеется, при таких ценах имеют хорошую прибыль и лидеры рынка – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Это относится и к низкозатратным юниорам, начиная с проекта Roy Hill Джины Райнхарт.

Низкозатратные производители увеличат поставки уже в ближайшие месяцы. Фундаментальных причин для подъема рынков стали и железной руды пока не видно, поэтому аналитики ожидают резкого падения цен во втором полугодии. В RBC Capital Markets считают, что глобальный избыток поставок продолжит давить на цены, а сокращение производства стали в Китае приведет к уменьшению спроса на руду. Эксперты Capital Economics тоже ожидают большого избытка в текущем году. Аналитики Liberum Capital говорят, что “спрос в Китае может быть форсированным на начальном этапе, но скоро уменьшится”. По их мнению, цены на руду обвалятся до менее 40 долл./тонну уже в первом полугодии. Впрочем, по усредненному прогнозу 10 экспертов, опрошенных Bloomberg, в 4-м квартале они могут восстановиться до 44 долл.

Добывающие компании разделяют скепсис рыночных экспертов. Так, в Rio Tinto полагают, что повышательная тенденция не будет устойчивой. Гендиректор Сэм Уолш говорит, что цены могут упасть во втором полугодии, когда новые поставки скомпенсируют улучшение китайского спроса. Кстати, компания планирует в текущем году довести объем поставок руды до 350 млн тонн, а правительство Австралии предсказывает, что экспорт руды увеличится на 10%, до 846 млн тонн.

Неожиданный подъем цен после декабрьского минимума опроверг прогнозы скептиков, предсказывавших четвертый подряд год спада. Тем не менее данные Sanford C Bernstein & Co свидетельствуют, что некоторые крупные добывающие компании продолжали наращивать поставки руды: в 1-м квартале совокупный экспорт крупнейших производителей, включая Rio Tinto и Vale, увеличился на 10% и составил 270 млн тонн. Существенный вклад в этот прирост внес проект Roy Hill Джины Райнхарт в Пилбара. В марте крупнейший в мире терминал для экспорта сырья, порт Хедланд, поставил новый рекорд по перевалке грузов.

При этом, несмотря на отсутствие почвы для оптимизма, правительство Австралии утверждает, что в ближайшие пять лет цены на железную руду будут расти, даже если крупнейшие производители стали сократят выпуск продукции. В своем квартальном обзоре местное Министерство промышленности сообщило, что повышает ценовый прогноз на 2016 год с декабрьских 41,3 долл./тонну до 45 долл. Австралийские власти ожидают, что, по мере закрытия затратных месторождений, австралийские добывающие компании будут расширять продажи и увеличивать свои рыночные доли, а цены повысятся до 56 долл. в 2017 году, до 61,4 долл. в 2018-м и достигнут 64,7 долл./тонну в 2021 году.

Аналитики Министерства промышленности предсказывают, что поставки железной руды из Австралии увеличатся до 846 млн тонн в текущем году и до 881 млн тонн в 2018-м, когда проект Roy Hill увеличит добычу. При этом ожидается, что в среднесрочном плане экспорт будет расти за счет расширения добычи на предприятиях Rio Tinto, а в 2021 году продажи австралийской руды возрастут до 926 млн тонн. В министерском обзоре говорится, что в ближайшие пять лет вступят в строй новые низкозатратные мощности, которые продолжат вытеснять с рынка менее рентабельных конкурентов. В краткосрочном плане рост австралийского экспорта связан, в большой мере, с неожиданным увеличением объемов производства Roy Hill.

Австралийские правительственные эксперты считают, что крупнейшие экспортеры – Австралия и Бразилия – в 2021 году будут контролировать около 90% мировых торговых поставок, в отличие от прошлогодних 77%. По их мнению, даже если спрос на сталь уменьшится, в текущем году китайский импорт может превысить 1,1 млрд тонн и сохранится на этом уровне ближайшие пять лет. Вероятно, начиная с 2021 года, страна будет удовлетворять за счет импорта 98% своих потребностей в железной руде, что существенно превысит 83%, зарегистрированных в 2015-м.

И этот прогноз вполне может оправдаться, еще раз подтверждая неизменность стремления глобальных компаний к монополии на рынках.

Автор материала: Галина Резник

По материалам: Minprom.ua

Материалы по теме: