Стране нужен… настоящий и дееспособный антимонопольный орган

За Антимонопольным комитетом Украины за долгие годы закрепился имидж не особо нужного или даже вредного органа, который умеет налагать штрафы, но не слишком влияет на монополии в нашем государстве....

За Антимонопольным комитетом Украины за долгие годы закрепился имидж не особо нужного или даже вредного органа, который умеет налагать штрафы, но не слишком влияет на монополии в нашем государстве.

И это обычно вызывало недоумение у западных партнеров, ведь у них этот орган реально, а не номинально влияет на рынок. К примеру, должность комиссара ЕС по вопросам конкуренции является одной из самых престижных, он всегда назначается также вице-президентом ЕК.

Сейчас, в соответствии с Соглашением об ассоциации, должна состояться глубокая реформа АМКУ.

О европейских ожиданиях по этому вопросу – в колонке Жослина Гитона, сотрудника представительства ЕС в Украине. Материал опубликован на “Европейской правде” и в англоязычном издании Kyivpost.

При рыночной экономике конкуренция между компаниями обычно имеет две стороны, и обе – положительные

Краткосрочный эффект заключается в том, что конкуренция снижает цены и таким образом повышает покупательную силу потребителей. Второй – среднесрочный – стимулирует компании для внедрения инноваций. Производитель хочет увеличить свою долю на рынке, а следовательно, повышает производительность.

Это не новость – об этом говорится в многочисленной экономической литературе. Это подтверждено как теоретически, так и эмпирически. Такой принцип действует во всех секторах экономики – от розничной торговли до коммуникаций, от банковской сферы до энергетики и т.д.

Однако рынок, который характеризуется полным отсутствием вмешательства со стороны государства, не всегда способен обеспечить условия для свободной и честной конкуренции между компаниями.

Как говорят сами экономисты, “рыночные ошибки” могут дать чрезмерную “рыночную силу” некоторым игрокам. А если говорить простым языком, то порой крупные компании просто в силу своего масштаба, получают такие экономические преимущества, которые делают практически невозможным выход на рынок для новичков.

И, конечно же, проблемой являются картельные договоренности между игроками рынка.

Именно поэтому нужен антимонопольный орган.

Обычно антимонопольный орган контролирует процессы слияния и поглощения. Это важно, потому что такие действия не должны привести к созданию монополий или олигополий. Также потребителям наносят ущерб картели и скоординированная деятельность участников рынка (в частности, ценовой сговор или раздел рынка).

Достаточно очевидно, что мощные компании, добивающиеся доминирующего положения на рынке, используют эти механизмы для недопуска конкурентов.

Украина требует таких видов контроля. Тем более – учитывая, что наследие десятков лет “строительства коммунизма”, совмещенное с плохо управляемым процессом приватизации во времена независимости, привели к господству монополий и олигополий в украинской экономике.

С течением лет из-за отсутствия инвестиций такие компании стали все менее конкурентными.

Зачем инвестировать, внедрять инновации и улучшать качество, если нет конкурентов?

Это плохие новости не только для потребителей, которые вынуждены мириться с ограниченным выбором качества и цен.

Это также беда для экономики. Слишком монополизированная экономика очень отпугивает новых представителей бизнеса и иностранные инвестиции, а также в конце концов глубоко разрушает потенциал Украины к росту.

В Украине существует Антимонопольный комитет (АМКУ), который должен играть превалирующую роль регулятора.

Но в условиях сложной бюджетной ситуации и ограниченных ресурсов такой орган вынужден сосредотачиваться на самых важных делах. В этом случае следует руководствоваться здравым смыслом: на самом деле лишь ограниченное число компаний пользуются ощутимой рыночной силой; таким образом, нет необходимости в контроле операций или практик, осуществляемых малыми игроками с ограниченной долей на рынке.

Это – то, как работа должна проводиться

В то же время на практике имеем парадоксальный факт: АМКУ, вместо того, чтобы заниматься ключевыми вопросами, вовлечен в контроль за огромным количеством антитрестовских дел и дел по слиянию, что непропорционально размерам украинской экономики.

Поэтому АМКУ не может решать проблемы, связанные с наиболее вопиющими случаями нарушения правил конкуренции; одновременно он налагает чрезмерное бремя на экономику в целом.

Если антимонопольный орган не хочет принести больше вреда, чем добра, он должен действовать очень осторожно.

Возможность налагать штрафы на компании или запрещать процессы слияния – явно очень ощутимая и навязчивая сила в экономике свободного рынка. Она должна применяться крайне благоразумным способом.

Именно поэтому все решения должны быть настолько прозрачными, насколько это возможно; их нужно принимать своевременно и предсказуемо.

Например, все решения, принимаемые антимонопольным органом ЕС (Генеральным директоратом Европейской комиссии по конкуренции), являются публичными и доступными онлайн (за исключением коммерческой тайны); ставятся конкретные и четкие сроки принятия решений, которые не могут быть увеличены до тех пор, пока не принято обоснование такой необходимости; штрафы могут быть наложены в случае нарушения антимонопольных правил, однако размер этих штрафов определен в детальных публичных инструкциях, чтобы устранить возможные неопределенности.

Подход Евросоюза не является исключением, скорее наоборот: большинство антимонопольных органов мира применяют похожую схему.

Ведь совершенно понятно, что конкуренционная политика не должна быть Дамокловым мечом, который применяется произвольным способом и который может подорвать ежедневную деятельность компаний либо создавать избыточное административное бремя.

В то же время украинский антимонопольный комитет является исключением из этого подхода, который применяется во всем мире

Его решения и рекомендации по принятию решений полностью непрозрачны; такая практика оставляет много компаний в тени на долгий период времени изучения дел Комитетом.

АМКУ должен играть ключевую роль в восстановлении Украины и переходе страны к развитой экономике. Будет позором, если этот орган, вместо того, чтобы делать свой вклад в трансформацию страны, на практике превратится в силу, препятствующую этому.

Конкуренция является одной из немногих отраслей экономики, где возможны быстрые улучшения, которые не будут стоить государственному бюджету ни копейки.

Ранее президент Петр Порошенко объявил, что деолигархизация и демонополизация – это две ключевые цели реформ в стране.

АМКУ должен занимать центральное место в этих усилиях.

Недавно был назначен новый глава этого органа. Объем стоящих перед ним задач огромен и они очень сложны. Однако у него есть рычаги и возможности для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Так что пожелаем ему успехов!

Автор материала: Жослин Гитон

По материалам: Eurointegration.com.ua

Материалы по теме: