Шокирующая ревизия Минздрава: Миллиарды за непоставленные лекарства, комиссионные международным структурам и деньги Красному Кресту просто так

На прошлой неделе был обнародован годовой итоговый отчет Государственной аудиторской службы Украины (ранее – Государственная финансовая инспекция Украины) за 2016 год. В целом госаудиторы вскрыли потерь финансовых и материальных...

На прошлой неделе был обнародован годовой итоговый отчет Государственной аудиторской службы Украины (ранее – Государственная финансовая инспекция Украины) за 2016 год. В целом госаудиторы вскрыли потерь финансовых и материальных ресурсов на более 2,6 миллиарда гривен!

Чтобы полностью осознать масштабы бесхозяйственности и злоупотреблений в бюрократическом аппарате, результаты ревизий в наиболее социально значимых отраслях АСН рассмотрит отдельно. Для начала возьмем отрасль, которая в последнее время вызывает немало горячих споров – Министерство здравоохранения. Мы обойдемся без пламенных слов – выделим лишь сухие цифры и выводы аудиторов.

Итак ревизия финансово-хозяйственной деятельности Министерства здравоохранения Украины за период с 01.08.2013 по 01.05.2016 и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2012 по 31.07.2013 обнаружила ряд проблем в организации и проведении государственных закупок, управлении государственными финансовыми ресурсами, что привело к потерям финансовых и материальных ресурсов на общую сумму 1 658 700 грн и другим нарушениям.

Минздрав с 2015 года осуществляет государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий через международные специализированные организации, в частности были привлечены Краун Ейджентс Лимитед, Представительство Детского фонда Организации Объединенных Наций в Украине (далее – ЮНИСЕФ) и Программа развития Организации Объединенных Наций (далее – ПРООН).

С этими специализированными организациями Минздрав в 2015 году заключил соглашения и на их выполнение в конце 2015 года перечислил авансом 2,19 млрд гривен.

Разумеется, соответствующее сотрудничество происходит не на благотворительной основе. Исходя из условий соглашений и общей стоимости товаров по этим соглашениям, за счет государственного бюджета Минздрав должен выплатить в пользу этих специализированных организаций 110,7 млн грн комиссионного вознаграждения.

Более того, отдельно государство оплачивает стоимость услуг уполномоченных предприятий по организации таможенного оформления, хранения, страхования и доставки лекарственных средств, медицинских изделий, закупаемых Минздравом через ПРООН и Краун Ейджентс Лимитед, и др. услуг.

Одно из нарушений – в соглашениях не определены поставщики, стоимость, спецификация и дата поставки товара.

Хотя такую ​​информацию и состояние выполнения соглашений предусмотрено определять в сметах расходов. Такие документы просто не были составлены. Как следствие, вышеназванные организации по состоянию на 01.05.2016 не поставили товара на сумму 1 885 309 900 грн.
Например, ПРООН не поставила товара на 574 098 900 грн, чем нарушила условия соглашения в части поставок медикаментов в течение шести месяцев со дня предоплаты.

Как-то наказать организацию за такие задержки невозможно, поскольку в заключенных с ними договорах указано, что специализированные организации не несут ответственности за любые претензии, которые возникают из-за заключенных соглашений или связаны с ними. Еще одно обнаруженное контролирующими органами нарушение – Министерство за счет государственного бюджета платит за услуги уполномоченных предприятий, при этом стоимость этих услуг Минздрав не согласовывал.

Такие расходы определены исключительно специализированными организациями в договорах, заключенных с уполномоченными предприятиями.

Одним из самых ярких фактов вопиющего расточительства является тот факт, что 31% закупок на сумму 96 867 500 грн специализированные международные организации осуществили … у производителей из Украины. За что Минздрав им уплатил комиссионный сбор и стоимость услуг уполномоченных предприятий по таможенному оформлению (!!!) хранению и дистрибуции товаров на общую сумму 5 880 800 гривен. Таким образом, говорится в отчете, отсутствие надлежащего внутреннего контроля за осуществлением закупок лекарственных средств через специализированные организации привело к перерасходам 1 469 600 грн бюджетных средств.

Также Министерство за счет государственного бюджета излишне заплатило ЮНИСЕФ за поставленные лекарственные средства и вакцины 1 416 600 грн за счет включения в их стоимость неподтвержденных расходов по доставке.

Не умеем делиться и сохранять

Ненадлежащая организация Министерством здравоохранения мониторинга уровня обеспечения учреждений здравоохранения товарами и перераспределения их остатков привела к порче медикаментов на сумму 2 536 000 гривен.

Например, не были вовремя переданы в другие больницы неиспользованные реагенты и расходные материалы для определения вирусной нагрузки ВИЧ-1 из больницы Славянска в областные центры профилактики и борьбы со СПИДом.

К тому же с прошлых лет накопились и испортились из-за такого же неперераспределения медикаменты на сумму 1,4 млн грн, еще на 213 300 гривен просроченные медикаменты были уничтожены.

Общество Красного Креста Украины – деньги на ветер?

Министерство в 2013-2015 годах и I квартале 2016 года за счет государственного бюджета по бюджетной программе «Организация и регулирование деятельности учреждений и отдельные мероприятия в системе здравоохранения» (КПКВК 2301350) выделило 252 261 100 грн на содержание патронажной службы ОКК Украины, которая не осуществляла деятельности в сфере здравоохранения (!!!).

Это не соответствует приоритетам государственной политики Минздрава в сфере здравоохранения как главного распорядителя бюджетных средств по указанной программе, указывают аудиторы в своем отчете.

При этом ОКК Украины получало средства из государственного бюджета при отсутствии порядка использования бюджетных средств, утвержденной Государственной программы по обеспечению оказания медицинской и социально-бытовой помощи одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также сложившегося государственного заказа на конкурсной основе на разработку и реализацию такой программы, как это предусмотрено ст. 5 Закона Украины «О государственных целевых программах».

Кроме указанного, Минздрав не осуществлял должный контроль за использованием средств на содержание своего аппарата, говорится в отчете. Например, сдавал в аренду большую площадь помещений, чем было указано в договорах, поэтому недополучал средств, за государственные средства платил за потребленные арендаторами коммунальные слуги.

Одна из самых странных схем: Минздрав привлекал финансовые ресурсы Государственного предприятия «Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины» (то есть собственной структуры) как дополнительное финансирование на содержание аппарата Министерства. Однако это предприятие за свой счет предоставило услуг Министерству по содержанию автотранспорта, уборке, комплексному обслуживанию объектов и т.д. на сумму 2 741 500 гривен. Все материалы ревизии Минздрава сейчас переданы в Национальную полицию Украины.

И это лишь краткий отчет по одной отрасли, которых у ревизии – Государственной аудиторской компании – десятки. Самые интересные из них, открывающие глаза на черные дыры государственного аппарата, АСН будет публиковать с комментариями для своих читателей и дальше.

Автор материала: Алина Титова

По материалам: Asn.in.ua

Материалы по теме: