Реальность и перспективы: феодально-олигархический строй и досрочные выборы

Верховная Рада приняла отставку премьер-министра Арсения Яценюка и утвердила спикера парламента Владимира Гройсмана новым главой Кабинета министров. Оба вопроса были проголосованы одним постановлением, при этом в “пакет” добавили и...

Верховная Рада приняла отставку премьер-министра Арсения Яценюка и утвердила спикера парламента Владимира Гройсмана новым главой Кабинета министров. Оба вопроса были проголосованы одним постановлением, при этом в “пакет” добавили и отмену задним числом “неуда” за работу, поставленного прежнему Кабмину Арсения Яценюка.

После утверждения нового правительства заговорили о преодолении политического кризиса. Считается, что в парламенте теперь действует новая коалиция. Но многие политики и эксперты в этом сомневаются.

Призрачная коалиция

Хотя пакетное голосование по премьеру состоялось, говорить о дееспособности новой коалиции пока рано. Более того, приходится сомневаться в самом ее существовании. Об этом сказал на пресс-конференции в РИА Новости Украина политолог, директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.

“Новая коалиция долго не протянет, потому что как коалиция она — фактически отсутствует. Де факто в ней 206 депутатов – ну, чуть больше. Но численность (депутатов) все равно критически малая, ее не хватает для полноценной коалиции… Максимально 221 человек (при необходимых 226)”, — сказал Белашко.

Эксперт отметил, что в пакетном голосовании “впервые в истории Украины… “впихнули невпихуемое” в один документ – отставили бывшего премьера, поставили нынешнего и задним числом отменили признание неудовлетворительным работы предыдущего Кабинета министров, что само по себе абсурдно”.

По его словам, те голоса, которые были даны в пакетном голосовании, “были получены за счет газового лобби” — депутатских групп “Воля народа” и “Возрождение”.

“Но эти группы не просто так голосовали. Они будут требовать определенные уступки, определенные льготы на таможне, лицензии на добычу полезных ископаемых…”, — сказал политолог, добавив, что по этой причине не приходится говорить о перспективе преодоления олигархического консенсуса: “в украинской экономике будут продолжаться те же процессы, которые мы наблюдаем последние два года”.

“Украина находится в своем “нормальном” режиме, и ожидать каких-то изменений без изменения этого режима не приходится”, — резюмировал Белашко.

Правительство финансовых групп

С такой оценкой согласился директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

“Голосование за правительство было обеспечено финансовыми интересами нескольких финансовых групп: группы “Рошен”, в которую входит “БПП” как политический актив, группы “Приват”, куда входит политический актив “Возрождение”, и группы СКМ — хотя “Оппозиционный блок” не голосовал, но представители Ахметова в других фракциях голосовали… Поэтому правительство в той или иной форме было поддержано всеми игроками, присутствующими в парламенте, включая те, которые кричали “Ганьба!” президенту”, — заявил он.

Крики – криками, однако, подчеркнул политолог, “на самом деле они не делали ничего, что помогло бы проявить нарушения Конституции, регламента и вообще — феодально-олигархическую форму назначения этого правительства”.

Бортник напомнил, что при прежних “преступных режимах” эти политические силы “в таких случаях как минимум пытались блокировать трибуну, проявить информационную инициативу”.

На этот раз все этого не произошло. Поэтому можно утверждать, констатировал эксперт, что “все это был сговор, все были в теме, у каждого была расписана своя роль, связанная со следующим политическим циклом”.

Ненастоящая оппозиция

В то же время, по словам Бортника, опасность для нового Кабмина представляет “новая оппозиция” в парламенте – это и “Батькивщина”, и Радикальная партия, и “Самопомич”… К их критике будет прислушиваться Запад. Впрочем, добавил эксперт, “оппозиций много, но – ни одной настоящей”.

Тем не менее, у партий “ненастоящей” оппозиции совокупный рейтинг превышает совокупный рейтинг партий, входящих в коалицию, и это “большой вызов и провоцирование политической системы на досрочные парламентские выборы”, сказал политолог, добавив, что, по его мнению, “досрочные выборы неизбежны, и они пройдут в 2017 году”.

Бортник подчеркнул, что президент Петр Порошенко уже “использовал практически все свои козыри, остался только инструмент референдума, чтобы избежать досрочных парламентских выборов”.

По словам эксперта, к осени рейтинги Порошенко “просядут ниже 10%”, и он потеряет возможность управлять системой.

Все деньги – в Киев?

Вместо заявленных планов децентрализации в стране происходит совсем другой процесс – денег, а значит, и возможностей, у регионов становится меньше, отметил Белашко. По его словам, если при прежней власти местным советам оставалась четверть бюджетных средств, то “сейчас это уже не четверть, а пятая часть”.

“Денег в центральной кормушке стало меньше за счет того, что отпали территории, закрылись какие-то производства, пришли в упадок целые отрасли, а потому надо выкачивать больше денег из того, что еще доится. По факту происходит бюджетная централизация”, — сказал эксперт.

Он пояснил, что “вроде бы происходит передача полномочий и материальных ресурсов”, но пользы это не приносит.

“Потом оказывается, что материальные ресурсы — это разваливающая амбулатория, которая последний раз ремонтировалась в 1976 году, но денег на ремонт нет. Скажем, есть в районе две больницы, их на остаток денег как-то профинасируют, а остальное все просто закроют”, — обрисовал ситуацию эксперт.

Напомним, ранее президент Украины Петр Порошенко заявлял, что децентрализация – это “ключевой элемент” подготовки страны к будущему членству в Евросоюзе, и заверял, что в Раде есть 300 голосов, необходимых для принятия изменений в Конституцию в части децентрализации.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины по децентрализации был принят в первом чтении в августе 2015 года – на второй сессии парламента текущего созыва.

При этом Рада не успела принять этот законопроект во втором чтении в предусмотренные Конституцией сроки – до конца очередной третьей сессии Рады, которая закончилась 2 февраля.

В марте Конституционный суд решил, что Рада не пропустила сроки рассмотрения во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Конституцию по децентрализации, однако парламент должен внести соответствующие изменения в свой регламент.

Автор материала: Андрей Лубенский

По материалам: Korr.com.ua

Материалы по теме: