Рада не может сложить себе цену

Депутаты Рады пытаются реформировать страну, хотя до сих пор не смогли реформировать даже сам парламент. 17 января народные депутаты впервые после перерыва на Рождественские праздники собрались на пленарное заседание....

Депутаты Рады пытаются реформировать страну, хотя до сих пор не смогли реформировать даже сам парламент.

17 января народные депутаты впервые после перерыва на Рождественские праздники собрались на пленарное заседание. В первый же день работы большинство депутатов отказалось принять финансовый план Верховной Рады, работниками которой они и являются. Аргументы разные, но результат не нов — в последний раз депутаты смогли утвердить смету Рады только в 2013 году.

Сам по себе факт неутверждения финансового плана не означает, что парламент останется без денег. Сумму расходов на Аппарат ВР определен государственным бюджетом, и в этом году она составляет 1,128 млрд грн. Из этой суммы 625 млн грн должны направить на осуществление законотворческой деятельности парламента, 443 млн грн на «Обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности» и еще 59 млн грн на «освещение деятельности Верховной Рады Украины через средства телевидения и радиовещания и финансовую поддержку издания газеты «Голос Украины».

Это общие цифры, конкретизировать которые и должен был финансовый план.

Риск повторения ситуации, когда Рада не утверждает свою смету, стал очевидным во время заседания Согласительного совета парламента за день до голосования в зале. Представитель «Батькивщины» Андрей Кожемякин заявил, что его фракция не поддержит проект, поскольку он предусматривает существенное повышение зарплат нардепов.

Впоследствии аналогичную риторику взял на вооружение и «Оппозиционный блок». Спикер Андрей Парубий отметил, что документ необходимо принять и призвал искать компромиссы. Правда, осталось непонятным, чем сторонники принятия финансового плана смогут ответить на аргумент с зарплатами нардепов после публикации их электронных деклараций.

Голосование на следующий день уже не стало неожиданностью: постановление поддержали только 117 депутатов. Интересно, что за предложение Парубия принять документ за исключением наиболее дискуссионного пункта относительно зарплат народных избранников проголосовали немногим больше рдепутатов — 123. Теперь, вероятно, расходы парламента в очередной раз будет распределять Комитет Рады по вопросам Регламента в ручном режиме, как это происходило в предыдущие годы.

Принятие финансового плана вряд ли коренным образом повлияло бы на деятельность парламента. Мало повлияет и отсутствие этого документа. Для такого вывода стоит просто сравнить статьи расходов, на которые ежегодно тратит деньги Рада.

Если оценивать общую сумму расходов, то может показаться, что из года в год в парламенте происходят серьезные изменения (иногда стоимостью в сотни миллионов). В последнем перед революцией, 2013 году на Раду из государственного бюджета выделили 935 млн грн. После этого суммы уменьшили — в 2014-м до 687 млн грн, в 2015-м до 700 млн грн. В прошлом, 2016 году бюджет Рады снова существенно вырос — до 943 млн грн. В этом году смета парламента впервые в истории преодолела отметку в 1 млрд грн.

Если же оценить конкретные статьи расходов — становится понятным, что парламент — один из самых консервативных госорганов, где почти не произошло изменений в организации работы после смены власти. Например, в 2013 году расходы были распределены так: 55% всех денег ушло на «Осуществление законотворческой деятельности парламента», 32% — на «Обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности», а 3% на «освещение деятельности Верховной Рады Украины» через СМИ.

В 2017 году предлагалось на «Осуществление законотворческой деятельности парламента» направить те же 55% средств, на «Обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности» — 39%, а на освещение деятельности в СМИ — 5%.

За три года, которые разделяют два документа, депутаты смогли бы избавиться от санаторно-курортного комплекса Управления делами Верховной Рады (на который в 2013 году выделили 88 млн грн или 9% всего бюджета) и закрыть парламентский журнал «Віче». Больше всего от этих изменений перепало телеканалу «Рада», финансирование которого возросло с 1% до 4% от всех расходов (12 млн грн в 2013 году и почти 47 млн грн в 2017 году).

Сомнительно, что расходы Верховной Рады изменятся от того, что депутаты провалили голосование за смету. Если посмотреть отчеты о расходах за 2014 и 2015 годы, то они также мало чем отличаются от приведенных цифр в процентах. Скорее всего, непринятый документ используют как основу для распределения средств.

Аппарат

Один из основных аргументов противников утверждении финансового плана на 2017 год можно сократить до одного слова — «автобаза». Споры о целесообразности содержания парламентского автопарка продолжаются уже не первый год (если быть точным — еще с середины 1990-х — А).

«Мне не нужен автопарк Верховной Рады. Я пользуюсь им раз в месяц. Потому что это просто не выгодно. Ты звонишь, они приезжают через 40 минут, ты просто не успеваешь на встречу. Давайте отрежем это и добавим к зарплате депутата», — заявил нардеп Мустафа Найем.

«Я утверждаю после двух лет работы, что народному депутату некуда ездить. Абсолютное большинство твоей работы или в этом доме, или через дорогу, куда можно дойти пешком … Если надо кого-то отвезти или забрать из аэропорта, то давайте заплатим за такси. Это будет в 10, 20 или в 100 раз дешевле для налогоплательщиков», — отметил в кулуарах Рады другой депутат Егор Соболев.

Ирония в том, что между двумя приведенными заявлениями — разница в более года. Найем комментировал деятельность автопарка в 2015 году, Соболев — в 2017-м. Похожие комментарии делают и другие депутаты, но «воз и ныне там». В 2013 году на автобазу тратили 4% сметы парламента или 39,4 млн грн. В 2017 предусмотрели те же 4%, но уже 50 млн грн.

В 2013 году из всех выделенных на автобазу денег 72% (28,4 млн грн) шло на зарплату персонала этой же автобазы. В 2017-м на зарплаты, вероятно, пойдет 64% (32,5 млн грн) расходов этого учреждения.

На содержание работников Аппарата Верховной Рады вообще тратят львиную долю денег по всем статьям расходов. Каким бы ни было название конкретной статьи в смете — будь то «автобаза», или «Институт законодательства», или «управление админзданиями» — но именно на зарплаты идет от половины до почти 100% всех расходов.

На финансирование зарплат в 2017 году Верховная Рада потратит 749,2 млн грн, или 67% общего бюджета парламента (в этой сумме не учтены зарплаты работников канала «Рада» и газеты «Голос Украины», которые также финансируются парламентом).

Народный депутат

Дискуссия о необходимости повышения зарплат самих народных депутатов сейчас заранее обречена на провал для сторонников такой инициативы. Из обнародованных осенью электронных деклараций стало известно, что только в наличных средствах состояние первых 20 богатейших нардепов вместе составляют 3,25 млрд грн. Это в три раза больше годового бюджета всей Верховной Рады. Понятно, что речь идет не о всех депутатах, но на фоне таких цифр защитить свою позицию в СМИ сторонникам повышения выплат просто невозможно.

Несмотря на это, продолжаются попытки увеличить зарплаты «втихаря», что в результате только подпитывает возмущение. В октябре так произошло с принятием постановления № 5000-п под названием «О выводах и предложениях к проекту Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2017 год». Среди прочего, постановлением хотели нормировать вопросы финансового обеспечения нардепов.

Председатель Верховной Рады, по мнению авторов проекта, должен был получать 30 минимальных зарплат, а рядовой член комитета — 25 (около 36 тыс. грн). Также каждому депутату предлагалось выдавать еще 16 минимальных зарплат в месяц для оплаты труда помощников-консультантов. Постановление поддержали 263 нардепа, но в прессе поднялся скандал, и уже через неделю Раде пришлось отменить свое решение.

В проваленном 17 января проекте о финансовом обеспечении деятельности Верховной Рады находился приложение, по форме почти аналогичное октябрьскому. Разве что зарплаты нардепов предлагалось считать не в «минимальных зарплатах», а в «прожиточных минимумах». Также уменьшили цифры. Например, председатель ВР должен получать 20 прожиточных минимумов, а рядовой член комитета — 16,2 (около 25 тыс. грн). Также предполагалось, что зарплату помощников-консультантов просто привяжут к окладу рядового нардепа с коэффициентом 1,25 (она должна была составить 31 тыс. грн).

Реформа

Некоторые народные депутаты признаются, что увеличение зарплат нужно не так им, как для содержания армии помощников, а также на расходы, которые действительно необходимы, но недофинансируются. Например, зарубжные командировки. Прошлогодний бюджет на командировки использовали уже за полгода. Хороший помощник-консультант может улучшить качество законопроекта или найти там «мины», заложенные различными лоббистами, однако он требует и соответствующей зарплаты.

«Внутреннюю реформу Верховной Рады» активно продвигал в медийном пространстве бывший спикер, а ныне премьер Владимир Гройсман (который, Прощаясь с Радой, Гройсман почти втрое поднял депутатам зарплату). Проект даже успели представить в Европарламенте, а активные действия Гройсман обещал с сентября 2016 года. Однако после того, как спикер перешел на другое место работы, о проекте перестали вспоминать. Соответствующих законопроектов также не видно.

Известно, что в настоящее время в различных подразделениях Аппарата Верховной Рады проходит аудит. В частности, он сейчас идет на уже упомянутой в тексте парламентской автобазе. Спикер Андрей Парубий пообещал проинформировать общественность о результатах. Правда, аудит аппарата предлагали провести еще с конца 2014 года. Остается надеяться, что результаты не придется ждать до следующего созыва парламента.

Автор материала: Андрій Голуб

По материалам: Argumentua.com

Материалы по теме: