Программа правительства Гройсмана: Плана развития страны у премьера нет

У Владимира Гройсмана нет настоящей программы развития страны. Её он хочет подготовить только к 1 января 2017 года. Украине к этому сроку нужен не план, и не отчет, а...

У Владимира Гройсмана нет настоящей программы развития страны. Её он хочет подготовить только к 1 января 2017 года. Украине к этому сроку нужен не план, и не отчет, а принципиально другое государство. Проголосованный депутатами вслепую «черновик» программы правительства пуст, как золотовалютныезапасы НБУ.

Во время утверждения парламентом Владимира Гройсмана в качестве нового премьер-министра, одно из формальных голосований было посвящено одобрению программы нового правительства. В пылу политической борьбы и накала страстей, этот документ прошел только с третьего раза – послушные «проолигархические» депутаты, поддержавшие премьера Гройсмана, просто не были проинструктированы, что голосовать надо еще и за программу. Так или иначе, документ поддержали не глядя.

До 19 апреля она так и не была опубликована на сайте Верховного Совета и лишь в виде отсканированных копий присутствовала в сети.

На Владимира Гройсмана сегодня многие возлагают надежды, намекая, что он не сильно зависим от ПетраПорошенкои поставил перед собой амбициозную задачу состоятся в качестве реформатора.

Очевидно, что слова «я вам покажу, как управлять государством» должны были быть подкреплены уже с самого начала в виде прорывной и реформаторской программы действий. Но беглый анализ 12-страничной программы показывает, что ничего нового Владимир Гройсман привносить пока не собирается.

90% текста документа – общие слова, без каких либо привязок к конкретным исполнителям и срокам.

Первый раздел традиционно посвящен национальной безопасности. Ничего нового – стандарты НАТО; создание быстрых сил реагирования; поднятие зарплат военнослужащих; восстановление ВПК.

Об информационной безопасности наш премьер никакого представления, очевидно, не имеет. Можно развернуть стотысячную группировку НАТО, но если не иметь влияния на телевизор и радио, хотя бы на подконтрольных Киеву территориях, то война для Украины закончится за Збручем.

Сознательно или по недосмотру вопрос конституционных реформ обозначен максимально абстрактно, мол, необходимы изменения. Какие именно? Что по децентрализации, судебной реформе? Тайна покрыта мраком. Хотя судя по предыдущим выступлениям Гройсмана, его больше волнуют вопросы самоуправления и финансовой независимости регионов, чем «особый статус Донбасса»

Сама тема Донбасса в программе дипломатично очерчена вопросами переселенцев и их учета. Для порядка прописано привлечение международной поддержки с целью деоккупации Крыма.

Не обошлось в программе и без вечной украинской темы – коррупции и обновлении власти. С электронными декларациями вроде все понятно – за них с боями, но проголосовали в парламенте. Вот только что имели ввиду составители программы под сокращением административных услуг? Вопрос ведь не в их количестве, а в доступности и прозрачности. На то и государство, чтобы предоставлять людям услуги.

Также планируется перейти на принцип государственного финансирования деятельности партий, и перейти на пропорциональную избирательную систему с открытыми списками.

Этого давно ожидает вся общественность, интересно посмотреть как с этой задачей справится Владимир Гройсман. Впрочем, это не столько его дело, сколько самого парламента и Президента, который не заинтересован в чисто пропорциональной системе.

Реформа правоохранительной системы и судейского корпуса описана в программе общими словами. Внимания заслуживает, разве что намерение внедрить институт детективов. В этом направлении парламентом уже сделан первый шаг – в первом чтении был поддержан законопроект «О частной детективной (сыскной) деятельности».

Также не совсем понятна ремарка о создании муниципальной охраны, которая не будет выполнять правоохранительные функции. Этакий недоразвитый аналог муниципальной милиции, которую власть боится создавать еще с начала «нулевых». Ещё планируется создать дополнительно военную полицию, которая будет работать с военнослужащими.

В нескольких местах программы обозначено намерение предоставить право территориальным громадам решать земельные вопросы.

Экономическая часть программы начинается с восьмого раздела. Среди заслуживающих внимания пунктов – очередное изменение Налогового кодекса с мораторием на его изменения в течении трех-пяти лет.

По-прежнему обещается автоматический возврат НДС, повышение эффективности трансфертного ценообразования (возьмутся за офшоры?), прозрачная приватизация государственных предприятий. Кстати, если бы Гройсман сделал только одно из списка – обеспечил возвращения предприятиям НДС, он стал бы самым большим реформатором за всю историю Украины.

В контексте привлечения инвестиций, промышленной политики, поддержки экспортеров – никаких новых идей и смыслов. Та же «вода».

Очень огорчает, что такой ключевой пункт как «занятость населения» скорее всего ограничится «оптимизацией» расходов на выплату помощи по безработице, хотя это сегодня реальная поддержка для людей, потерявших работу. Финансировать и стимулировать собираются работодателей, а работников подталкивать к активному поиску работы, которой в падающей экономике все меньше и меньше.

Радует понимание, пока декларативное, необходимости развития инструментов фондового рынка и биржевой инфраструктуры. Без этих институтов не будет ни инвестиций, ни пенсионной реформы.

Обращает внимание подчеркнутый уход Владимира Гройсмана от земельного вопроса, в части судьбы сельскохозяйственных земель. А ведь это сегодня базовый вопрос в текущей политической и экономической повестки дня Украины.

Реформирование НАК «Нафтогаз Украина» собирается разделить на различные виды деятельности – добыча и транспортирование. Задекларирована дальнейшая продажа угледобывающих предприятий и ликвидация убыточных.

Что касается инфраструктуры и транспорта, Гройсман попытается реформировать «Укрзалізницю», разделив пути сообщения и перевозчиков.

Полное непонимание ситуации демонстрирует содержание пункта о жилищно-коммунальной политике.

Так, первого июля у нас произойдет полное переформатирования всей системы управления ЖКХ, а в Кабмине «гуляет» два законопроекта об энергоэффективности и приборах учета, без которых мы не получим дешевого кредитования ЕС в размере 1,8 млрд. евро. Все эти и другие вопросы остались за рамками программы.

В социальной сфере по-прежнему декларируется монетизация льгот, медицинское страхование, реформирование системы назначение социальной пенсий.

В разделе «образование и наука», новый премьер планирует упростить доступ на рынок иностранных учебных заведений и пересмотреть систему аттестации научных учреждений. Помимо длинного перечня обещаний «освітянам», также как и в вопросе с землей, в программе изящно обойден вопрос реорганизации сети учебных заведений, попросту – сокращения школ.

Представленный премьером план писали не для работы, а для голосования, в результате которого Владимир Гройсман получил годовой иммунитет – в масштабах украинского хода истории это практически вечность, даже текущий парламент столько не проживет.

Чтобылишний раз не краснеть за этот документ, авторы дописали в конце, что операционный план антикризисных мероприятий будет подготовлен до конца 2016 года, а до 1 января 2017 года (фактически та же дата, но другими словами) будет расписана среднесрочная программа развития. Иначе как издевательством подобные сроки не назовешь. Ведь, по-хорошему, лан должен быть написан максимум до конца мая, а в октябре-ноябре мы должны увидеть первые результаты.

А может все проще – плана у Гройсмана нет, и обществу уже сегодня пора искать те политические силы, у которых он имеется?

По материалам: Golos.ua

Материалы по теме: