Продажа земли. Что будет, если отменить мораторий

Группа Da Vinci AG в очередном выпуске ежеквартального прогноза Ukrainian Economic Trends Forecast анализирует тренды развития макроэкономики Украины во втором квартале 2015 года. Первая часть исследования Экономика дна. Какими...

Группа Da Vinci AG в очередном выпуске ежеквартального прогноза Ukrainian Economic Trends Forecast анализирует тренды развития макроэкономики Украины во втором квартале 2015 года.

Первая часть исследования Экономика дна. Какими будут инфляция и курс гривни по итогам 2015 года , и вторая Война и экспорт. Последствия для Украины были опубликованы ранее на «Главкоме». Третья часть Ukrainian Economic Trends Forecast посвящена планам команды президента Порошенко разрешить продажу сельхозземель уже в следующем году.

С начала 2015 года активизировалось обсуждение возможности либерализации рынка сельскохозяйственной земли путем разрешения ее продажи с 1 января 2016 года. То, что парламент нынешнего созыва сможет принять положительное решение относительно данного вопроса, вызывает сомнение. Однако в то же время необходимо отметить несколько моментов.

В случае снятия моратория с продажи земли с 1 января 2016 года рынок сможет заработать не ранее конца весны – начала лета 2016 года. Этот период будет характеризоваться упадком в экономике и крайне низким уровнем социального обеспечения большинства граждан Украины. На сегодняшний день, существует значительная вероятность, что именно этот период можно будет отнести ко «дну». Таким образом, сельскохозяйственные земли будут выставлены на продажу в тот период, когда их цена будет стремиться к минимальной.

Низкий уровень социального обеспечения большинства жителей сельской местности, в свою очередь, будет толкать их к быстрой реализации земельных наделов. Аналогичная ситуация будет складываться и вокруг государственной и коммунальной земли. Бюджеты всех уровней в средине 2016 года будут испытывать нехватку средств. В связи с этим чиновники будут видеть в земле возможность быстрого получения средств, как для бюджетов разных уровней, так и для собственного обогащения. К подобной социальной картине следует добавить значительное количество вооруженных групп, имеющих боевой опыт, которые смогут оказывать услуги по рейдерскому захвату собственности, в том числе и в слабо контролируемой сельской местности.

Представители украинского агробизнеса не будут иметь средств для того, чтобы выкупить арендованные ими земли. Это касается не только крупных агрохолдингов, которые сегодня имеют значительные долговые обязательства, но также и небольшие хозяйства, а также фермеров. В подобных условиях средства для выкупа земель будут иметь лишь два типа инвесторов. Первый – это иностранный капитал. Второй – это спекулятивный капитал, имеющий доступ на внешние рынки заимствования, представители которого впоследствии будут пытаться перепродать землю иностранным компаниям.

Важно и то, что полноценного законодательного алгоритма, который позволил бы не допустить иностранный капитал к покупке земли, до сих пор не существует. Более того, в нынешних условиях подобные ограничения не будут актуальными. Это означает, что единственными полноценными игроками на рынке сельскохозяйственной земли Украины станут иностранные компании. В первую очередь это касается транснациональных корпораций, имеющих американские, либо европейские корни. Вполне вероятно, что в случае расторопности украинских чиновников на рынок могут полномасштабно зайти также представители Китая, ОАЭ, Кореи, Саудовской Аравии, Катара.

Подобный сценарий кардинально изменит соотношение сил на внутреннем рынке. Он приведет к массовой продаже бизнеса со стороны украинских инвесторов, банкротству, в лучшем случае к кратковременному падению производства и экспорта продукции АПК на период передела рынка. Это является весьма опасным сценарием для экономики в целом, где АПК играет и будет играть доминантную роль.

При позитивном для Украины варианте развития событий в данном сценарии, иностранные инвесторы расширят портовые мощности и мощности хранения, повысят урожайность высокомаржинальных культур и их производство, при этом полностью отказавшись от низкомаржинальной продукции. Вслед за либерализацией земельного рынка станет вопрос и либерализации производства ГМО в Украине. Эти факторы, в свою очередь, чреваты сокращением рабочих мест в АПК в среднесрочный период и ухудшением состояния грунтов и вод в Украине. Однако при этом Украина получит высокотехнологичную и динамично развивающуюся отрасль.

Негативный вариант развития событий предполагает активизацию военного конфликта с Россией или его угрозы в период передела рынка АПК. При таком варианте развития событий, массовых банкротств и смены собственников предприятий, массовых рейдерских захватов в АПК уже будет не избежать. Однако, крупные иностранные инвесторы, оценивая угрозы со стороны России, массово откажутся от такого рынка и долгосрочных вложений в инфраструктуру, в первую очередь, портовую. В результате Украина может быть откинута в развитии отрасли далеко назад и потеряет производственные и экспортные возможности. Этим, в свою очередь, может воспользоваться РФ, активно конкурирующая с украинскими производителями на мировых рынках.

Учитывая вышеуказанные риски и сценарии, не отрицая стратегической необходимости либерализации рынка земли, можно говорить о преждевременности его введения с 2016 года.

Экспорт Украины на фоне войны все больше приобретает сельскохозяйственную направленность

Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Украины за период двух месяцев 2015 года составила 37,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля экспорта сельскохозяйственной продукции выросла на 9,2% в общем объеме.

Таким образом, в Украине была продолжена тенденция усиления АПК в качестве основного локомотива украинского экспорта и уменьшение значения. Данная тенденция начала более-менее активно проявляться последние 6 лет. Конфликт на юго-востоке и потеря ряда предприятий выступили лишь катализатором данного процесса.

По материалам: Glavcom.ua

Материалы по теме: