По дороге с МВФ

За 22 года (с 1994 по 2016 год, – ред.) сотрудничества с МВФ Украина была профинансирована на огромную сумму, получив более 28 млрд долларов. При этом средства, полученные от...

За 22 года (с 1994 по 2016 год, – ред.) сотрудничества с МВФ Украина была профинансирована на огромную сумму, получив более 28 млрд долларов. При этом средства, полученные от МВФ и других международных финансовых организаций, были потрачены не на экономическое развитие, а на выплату предыдущих долгов, текущие расходы и социальные программы. За все годы ни одного глобального экономического проекта с финансовым участием МВФ так и не было реализовано. По сути все деньги были потрачены нерационально, а нынешнему и последующим поколениям остается лишь возвращать накопленные предыдущими правительствами долги.

Когда деньги не драйвер

За 22 года сотрудничества между Украиной и международными финансовыми организациями, наша страна так и не смогла предъявить миру позитивные результаты от полученного финансирования.

Начиная с 1994 года только МВФ выделил Украине кредитных займов на 756 млрд в гривневом эквиваленте, что превышает годовой бюджет Украины в 2017 году. Кроме основной суммы долга нужно возвращать и проценты по кредиту. Если посчитать все проценты, даже без учета основной суммы долга, уплаченные международным кредиторам за 22 года, то на эти деньги в стране можно построить под ключ не один высокотехнологический завод.

Если посмотреть, как были использованы международные кредиты Украиной, то выяснится, что в нашей стране они не стали драйвером для инвестиций в модернизацию экономики, развитие инфраструктуры, создание технопарков и свободных экономических зон, в положительном смысле вообще никак не повлияли на рост экономики и социальное развитие общества.

При этом очень заметно вырос внешний долг, отдавать который придется еще не одно десятилетие за счет уже наших средств, которые можно было бы использовать куда более разумно.

Кроме МВФ есть и другие международные финансовые организации, кредитующие Украину, например ЕБРР, МФК, перед которыми у нашей страны также имеются долги…

При этом, каждое последующее правительство будет увеличивать суммы заимствований, поскольку деньги нужны не только на текущие расходы и выполнение политических обещаний, но и на возврат долгов прошлых периодов. Об инвестициях в экономический рост, речи, естественно, не идет.

Стоит сказать, что в 2017 году, со слов министра финансов Александра Данилюка, планируется реализовать 4 транша в размере 1 млрд долларов.

И это при том, что начиная с 2010 года, внешний долг государства вырос до 45,6 млрд долларов, или в 1,7 раза. В гривневом эквиваленте, государственный внешний долг вырос в 6 раз, и составил 1240 млрд гривен.

В 2016 году внешний долг Украины составил 118,7 млрд долларов, или 3086 млрд грн, что превышает ВВП страны в 1,3 раза. Для того чтобы рассчитаться по внешним долгам, государству нужно потратить четыре годовых бюджета страны.

Чтобы погасить весь внешний долг без процентов, уже не достаточно всей стоимости товаров, работ и услуг, произведенных в нашей стране за целый год. Такой уровень долговой нагрузки говорит о том, что без новых кредитов наша страна уже не может обслуживать старые долги, и скатывается в долговую зависимость от кредиторов.

Идут в обход

Не смотря на то, что финансирование МВФ можно было использовать для реализации коммерчески привлекательных экономических проектов, все годы поступающие в страну средства упрямо обходили реальную экономику.

Как правило, основными направлениями их использования было: пополнение валютных резервов, социальные программы, снижение дефицита бюджета. Другими словами, деньги направлялись на проедание. И на возврат предыдущих долгов. В экономической практике, кредиты имеет смысл брать только в том случае, если они могут себя окупить. В нашей ситуации все было с точностью до наоборот.

Правительственные чиновники часто заявляют, что финансирование со стороны МВФ укрепляет украинскую экономику и стабилизирует валютный курс. Однако деньги до реальной экономики на самом деле не доходят. Получая финансирование правительство закрывает дефицит бюджета и возвращает старые долги, а проблему возврата новых долгов переносит на будущее.

Выделение международными донорами правительству и НБУ финансовой поддержки не помогает ни экономическому развитию, ни притоку прямых инвестиций в страну. Даже если Украине в очередной раз выделят средства, экономика от этого расти не будет.

Поступившая валюта скорее всего будет использована для увеличения импорта и вывода за рубеж, что приведет к ухудшению внешнеторгового баланса и давлению на курс гривны. Для стабилизации курса гривны возникнет потребность в новых займах, таким образом экономика скатывается в спираль девальвации гривны.

Кредиты от МВФ и других финансовых организаций – самый простой путь для правительства закрывать дефицит бюджета, при этом отпадает необходимость заниматься развитием экономики и реформами в стране.

Вместе с тем зарубежные кредиторы уже начинают понимать, что нецелевое выделение денег не только не приносит пользы, но и оказывает негативное влияние на темпы проведения реформ в стране. Поскольку до тех пор, пока у правительства будет оставаться возможность закрыть дефицит бюджета за счет внешних заимствований, о настоящих экономических реформах говорить не приходится.

Обещают больше, чем дают

Выделение финансирования со стороны МВФ как правило сопровождается рядом требований по проведению реформ, преобразований в экономике и государственном управлении. Так в 2014-2015 годах между правительством Украины и МВФ подписано два меморандума о выделении финансирования на проведение реформ:

В 2014 году на 17 млрд долларов для обеспечения экономических реформ – проведение налоговой реформы, эффективную борьбу с коррупцией и оздоровление энергетического сектора, включая сокращение дефицита бюджета госкомпании «Нафтогаз Украины».
В 2015 году совет директоров МВФ одобрил программу финансирования на 17,5 млрд долл. для повышения эффективности управления экономикой, борьбе с коррупцией, проведения реформ в энергетике, оптимизацию и сокращение госрасходов, увеличение до 3% ВВП расходов на инвестиции, сокращение числа чиновников. Кроме того, целью новой программы также была стабилизация банковской системы и валютного курса.

Из 34,4 миллиардов, которые МВФ готов был дать Украине, было выделено всего 7,7 млрд долларов, что является подтверждением того, что реформы в Украине проходят преимущественно на словах и системностью не отличаются.

Денежный шантаж

В последние годы международные кредиторы, понимая, что получить новые кредиты Украине негде, значительно расширили список своих требований для выделения очередного транша.

К примеру, представители Еврокомиссии в обмен на получение второго транша макрофинансовой помощи Украине в объеме 600 млн евро, поставили условие отменить мораторий на экспорт леса-кругляка. Не понятно, не только, какое отношение имеет лес к макрофинансовому состоянию в Украине, как и то, являются ли шаги ЕС поддержкой Украины, или обычным лоббированием интересов европейских компаний.

При этом выделение второго транша ЕС привязан к предоставлению Украине очередного кредита МВФ на 1 млрд долл. Что подразумевает выполнение требований теперь уже фонда.

Таким образом, постепенно затягивающаяся долговая петля отбирает возможность для построения планов экономического развития, выгодных именно нам. Вместо этого часто приходится идти на заведомо не выгодные для Украины решения ради получения очередного кредитного транша.

В 2017 году на выплату всех внешних долгов вместе с процентами, нам понадобится 3,9 млрд долларов, а валютные резервы страны составляют 15,5 млрд. Поэтому нет большой необходимости в этом году привлекать внешние кредиты у МВФ и других международных доноров.

Для страны нет экономической выгоды в увеличении государственного долга на 1,6 млрд долларов без крайней необходимости.

***

Успешные страны стремятся к увеличению денежных поступлений от экономического роста и привлечения внешних инвестиций. Менее успешные страны вынуждены перебиваться за счет кредитов, поскольку развивать бизнес внутри страны не получается, инвестиций нет не только внешних, но и внутренних.

Исходя из этого, Украине вместо поиска кредиторов более разумно перейти к поиску инвесторов. Создание комфортных условий для ведения бизнеса и рост инвестиционной привлекательности позволит привлечь значительно большие суммы валютных поступлений в Украину.

Приток инвестиций создаст условия для роста реального сектора экономики и не будет способствовать приросту внешних обязательств страны.

Автор материала: Александр Ежель

По материалам: Finance.ua

Материалы по теме: