Новые частоты и новый продукт. Национальному радио дают вторую жизнь

В начале июня Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания завершил прием заявок на дополнительные FM-радиочастоты, которые вскоре будут выставлены на конкурс. В общей сложности это 39 частот, которые...

В начале июня Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания завершил прием заявок на дополнительные FM-радиочастоты, которые вскоре будут выставлены на конкурс.

В общей сложности это 39 частот, которые в том числе покрывают 13 областных центров.

Как рассказал ЭП глава Госкомтелерадио Олег Наливайко, у Национальной радиокомпании Украины на этом конкурсе будут большие шансы, так как члены Нацсовета ее должны поддержать.

Один из членов регулятора – Григорий Шверк – в общем и целом с ним солидарен. “Сегодня тема украиноязычного радио как никогда актуальна. Мы считаем, что Национальное радио долго обделяли”, – говорит он.

“Нынешний состав Нацсовета повернулся к нам лицом”, – подтверждает замдиректора Национального радио по вопросам развития сетей радиовещания Валерий Юрченко.

И правда, вплоть до последнего времени регулятор при распределении FM-частот отдавал предпочтение коммерческим радиокомпаниям.

Лишь в конце 2014 года Нацрада передала FM-частоты областных государственных ТРК в пользование Национальной радиокомпании. Региональным вещателям на их нужны оставили только четыре часа в сутки, а остальные 20 пошли на нужны УР-1.

Большинство полученных частот покрывают небольшие райцентры. Это, конечно, улучшило покрытие, но не так значительно, как хотелось бы.

Как рассказывает Шверк, Национальное радио подало заявки на большую часть из выставленных на конкурс частот. Причем претендовать на FM-эфир будут первые три канала Нацрадио. Много заявок, по его словам, и от коммерческих вещателей.

На конкурсе победит не тот, кто предложит больше всего денег, а тот, чья программная концепция удовлетворит требования регулятора. Так что он будет в какой-то мере субъективен, ведь госзадача уже ясна.

Как объясняет Юрченко, первый шаг – полное обеспечение FM-частотами УР-1. Каналам УР-2 и УР-3 будут доставаться “по наследству” от “первой кнопки” УКВ-частоты, от которых она будет постепенно отказываться.

Наливайко рассчитывает вывести Нацрадио на уровень покрытия FM 80% населения. Сейчас, по словам Юрченко, чуть больше 100 FM-передатчиков обеспечивают покрытие 30-40%. Наливайко не исключает, что для выхода на необходимый уровень нужно будет проводить еще один конкурс.

Потеря монополии

Нацрадио за годы независимости Украины потеряло монополию на рынке. В начале 1990-х ему FM-частоты были не нужны. Вещание велось через огромную проводную сеть, состоящую из 19 млн радиоточек. Радио висело на кухне почти в каждом доме.

Однако за 25 лет сеть пришла в упадок. Ее поддерживает “Укртелеком” Рината Ахметова. На начало 2015 года количество радиоточек сократилось до 1,33 млн.

“В последние годы в связи с возросшей “мобильностью” населения, вытеснением радиовещания цифровыми средствами коммуникации, количество пользователей уменьшается. В 2014 году от услуг проводного радио отказалось около 250 тыс абонентов”, – сообщили ЭП в пресс-службе “Укртелекома”.

Тем не менее, по информации этого оператора связи, услуга продолжает быть востребованной. По его данным, более 90% опрошенных абонентов являются активными слушателями стационарного радио.

Хотя количество радиоточек таяло на глазах, доходы от предоставления услуг в этой сфере до последнего времени даже немного росли. Это связано с тем, что тарифы на них регулярно повышались. Правда, “Укртелеком” постоянно заявлял, что траты на содержание сети увеличивались еще быстрее.

Появились деньги

Чтобы побеждать в FM-конкурсах, нужно платить деньги за получение новых лицензий, а с этим у Нацрадио было туговато.

В начале 2015 года у компании, как заявляло руководство, не заладилось с госфинансированием. Пришлось даже сокращать время выхода в эфир радиостанций в УКВ-диапазоне. Более того, на некоторое время из-за неуплаты за распространение эфира выключался даже Николаевский радиоцентр.

Это стратегически важный для Украины радиообъект в военное время. Он обеспечивает вещание УР-1 и “Всемирную службу радиовещания Украины”, которые покрывают украинским эфиром оккупированный Крым, зону АТО, а также обеспечивают трансляцию украинских новостей в России и Европе.

Как сообщил Юрченко, эти проблемы удалось решить. Финансирование было увеличено с 35 млн грн до 42 млн грн. Наливайко объясняет, что средства высвободились в результате внутренней реструктуризации денежных потоков.

Перебить Кремль

Валерий Юрченко вынашивает более масштабные планы по развитию украинского радио. По его словам, компания отыскала возможности финансирования модернизации передатчиков, вещающих на средних волнах.

По его словам, один из немецких банков готов предоставить компании 8 млн евро кредита для закупки новых цифровых передатчиков. Они покроют средними волнами 100% территории Украины (сейчас более 50%), а также обеспечат качественную трансляцию в Европе и России.

Последняя, по его словам, тоже активно модернизирует радио на этих частотах, чтобы в том числе вещать в Украине.

Как говорит Юрченко, условия кредита банка очень лояльны: деньги даются на восемь лет всего под несколько процентов годовых.

Есть и проблемы. В 2014 году началась программа по объединению ресурсов и структур государственных национальных и областных ТРК в “Национальную общественную компанию Украины”. Туда войдут каналы “Первый национальный” и “Культура”, Нацрадио, студия “Укрфильм”, региональные ТВ и радио.

Поэтому Нацрадио решило создать отдельное юрлицо, которое будет обеспечивать трансляцию на средних волнах, и именно на него оформит кредит.

По словам Юрченко, проект подан, и слово за Кабмином. Правда, Наливайко из Госкомтелерадио отмечает, что проект сыроват, так как он требует не только решения правительства, но и изменений в закон.

Поиск альтернативных способов вещания – одна важных задач на пути к реформированию Нацрадио. Не менее важный вопрос – качество программ.

Радио взрослой аудитории

По статистике об аудитории Нацрадио за 2012 год, опубликованной на сайте компании (более новой нет), 54% его слушателей – люди старше 55 лет. Нацрадио слушают 2,3 млн пенсионеров. В то время как молодая аудитория и люди среднего возраста предпочитают коммерческие FM-радиостанции.

“Сколько бы ни было новых частот, это не приведет к тому, что радио начнут больше слушать”, – говорит Шверк. По его мнению, только грамотная современная политика наполнения эфира сделает Нацрадио любимым украиноязычным каналом страны.

“Мы никогда не воспринимали Нацрадио как своего конкурента. Их просто не видно на рынке. Конечно, было бы хорошо, если бы это изменилось”, – подчеркивает генеральный продюсер Kiss FM Антон Цеслик.

По словам Шверка, Нацрадио не может платить конкурентную зарплату. Перед ним стоит задача так оптимизировать структуру, чтобы иметь возможность нанимать лучших журналистов. По данным Нацрадио, в марте средняя зарплата составила 5 тыс грн, а средняя зарплата руководителя – 12 тыс грн (в феврале – 9,1 тыс грн).

Впрочем, денежное вознаграждение не играет решающей роли в этой сфере. “Радио в принципе держится на фанатах. Я не видел, чтобы на радио приходили целенаправленно за деньгами”, – уверен Цеслик.

Он был удивлен тем, что заявки на те же частоты до сих пор подают как Нацрадио, так и региональные ТРК, которые находятся в процессе объединения. Значит, между центральными и местными руководителями плохо налажена коммуникация.По его мнению, проблема кроется как раз в руководстве госкомпании. Его подходы к управлению, концепции развития каналов устарели и не выдерживают конкуренции на FM-рынке, куда собралось Нацрадио. Это же подметил и Шверк.

Конкуренция как двигатель

С выходом на рынок FM в больших городах Нацрадио нужно будет научиться не только вещать конкурентный контент, но и попытаться на нем зарабатывать.

Да, общественное радио будет жить на бюджетные деньги, но дополнительные доходы от рекламы могли бы снизить нагрузку на бюджет и дать госкомпании большую независимость от правительства.

Это одна из основных идей перехода на общественное телерадиовещание. Юрченко говорит о коммерции неохотно, мотивируя это тем, что основная задача государства – обеспечение повсеместного вещания, а не зарабатывание денег.

Однако именно в конкурентной борьбе рождается лучший продукт. ЭП проанализировала расценки УР-1 на рекламу, размещенные в прайс-листе на сайте. В будние дни они колеблются от 600 грн до 3 тыс грн за 30-секундный выпуск. Самая дорогая реклама – в утреннее время, с 8:30 до 9:00.

Как оказалось, это далеко не самое дешевое эфирное время на рынке. Лидер FM-рынка “Хит FM” продает рекламу в это же время за 4,9 тыс грн за 30-секундный рынок, а уверенный середнячок рынка Radio Rocks – всего за 1,5 тыс грн. Это в два раза меньше, чем на УР-1, которого вообще пока нет в FM-рейтинге GfK.

К тому же, УР придется выходить на высококонкурентный рынок, объем которого в 2014 году упал на 15% до 290 млн грн из-за кризиса, и рост не предвидится.

Настораживают и планы Нацрадио по переходу с аналогового FM на цифровое. Именно в этом формате компания намерена развивать УР-2 и УР-3.

Как отмечает Цеслик, за цифровым радио будущее, но не такое близкое. Основные слушатели FM – водители, а автопарк в Украине старый. Значит, цифровой приемник можно найти лишь в незначительном количестве машин. Генпродюсер полагает, что и через пять лет цифровое радио станет лишь дополнением к аналоговому.

Наливайко обещает, что вскоре Кабмин утвердит “дорожную карту” развития Гостелерадио. Остается надеяться, что это будет коммерчески живой проект, а не план по освоению бюджета.

Автор материала: Стас Юрасов

По материалам: Epravda.com.ua

Материалы по теме: