МВФ – Украина: весеннее обострение кредитной кабалы

Вопрос следующего транша и отношений Украины и МВФ неожиданно обострился накануне майско-пасхальных вакаций. Причиной обострения стал незначительный намек о том, что вскоре Украину может посетить миссия фонда, а поскольку...

Вопрос следующего транша и отношений Украины и МВФ неожиданно обострился накануне майско-пасхальных вакаций. Причиной обострения стал незначительный намек о том, что вскоре Украину может посетить миссия фонда, а поскольку миссии МВФ нас уже посещали сравнительно давно, это вызвало нездоровый ажиотаж. А ведь речь идет всего-то об 1,7 млрд долларов, к которым, в случае их получения, добавятся даже не деньги, а всего лишь кредитные гарантии США на 1 млрд долларов. Вот, кажется, и все.

Правда, отставное правительство Яценюка якобы планировало привлечь в 2016 году до 10 млрд долларов внешних кредитов, но это явная утопия. Самое главное, что Украина уже девять месяцев живет без траншей и могла бы еще пожить без них. Поэтому нездоровая активность вокруг этого вопроса объясняется тем, что, прикрываясь «новыми жесткими требованиями МВФ», властно-олигархическая клика намерена протащить выгодные для себя и совершенно антинародные решения, часто граничащие с государственной изменой, особенно в условиях войны.

Вообще-то, сотрудничество с МВФ является компетенцией правительства и Нацбанка. Но активность почему-то продемонстрировала прежде всего администрация Порошенко в лице первого заместителя главы Дмитрия Шимкива. Именно он выступил с заявлением, что для получения 1,7 млрд долларов кредита МВФ и 1 млрд долларов кредитных гарантий США до конца мая Верховная Рада должна принять 19 законов. Кроме того, необходимо принять еще 5 нормативов, якобы необходимых для сотрудничества с Евросоюзом. Всего же, по разным оценкам, до конца 2016 года Верховной Раде придется принять 129 законопроектов, дабы выполнить все обязательства перед МВФ и Евросоюзом. Складывается впечатление, что за небольшую сумму страну пытаются «нагнуть», принудив принять определенные нормативы.

Как разъясняют в администрации, из 19 необходимых законопроектов один уже внесен Президентом, 4 — приняты в первом чтении, 2 отозваны для доработки правительством, а 12 требуют повторного внесения в связи со сменой правительства. Среди так называемых требований МВФ и указанных законопроектов есть весьма «интересные».

Прежде всего это касается тарифов на коммунальные услуги. Разговоры о непомерном росте тарифов при Яценюке сразу же прекратились после того, как его на посту премьера сменил Гройсман. Не успев занять руководящее кресло, последний сразу же заявил, что в рамках сотрудничества с фондом правительству придется принять непопулярные решения, в том числе установить экономически обоснованные цены на газ. И хотя газ отечественной добычи, обеспечивающий до 80% потребностей населения и теплокоммунэнерго, стоит почти в два раза дешевле импортного, при формировании тарифов закладывается стоимость именно импортного газа. Это к вопросу об «экономической обоснованности»…

В случае принятия соответствующих решений уже с 1 мая 2016 года газ для обогрева жилья может подорожать вдвое — до 7,2 грн/куб. м, а отопление и горячая вода — на 60%.

Кроме того, как пояснил все тот же заместитель главы администрации Шимкив, необходимо принять еще пять законов о рынке электроэнергии, о Национальной комиссии энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), о службе в органах местного самоуправления и синхронизации нашего законодательства с законами ЕС. Принятие этих нормативов позволит разморозить сотрудничество с Евросоюзом и получить 105 млн евро макрофинансовой помощи из обещанного миллиарда евро. Прямо скажем, не слишком большая сумма, от которой, к тому же, рядовым гражданам ни жарко, ни холодно. Зато при принятии, например, законов о рынке электроэнергии и о НКРЭКУ олигархи через свое лобби в парламенте могут протащить выгодные для себя нормы, направленные на дальнейшее ограбление рядовых граждан.

Точно так же «не греет» обещание принять закон об открытом рынке природного газа. Нам обещают, что это якобы позволит потребителю выбирать поставщика на основе конкуренции, что якобы приведет к снижению цены и улучшению качества услуг. Верится в эту «конкурентную идиллию» с трудом. Точнее, в наших реалиях вообще не верится. Даже если требования Третьего энергопакета будут выполнены, то есть добыча и торговля газом будут отделены от передачи и распределения, обеспечив таким образом доступ к «трубе» разным продавцам, цена газа у этих продавцов если и будет отличаться, то незначительно. Пройдитесь по базару, чтобы убедиться, что либерал-буржуазные байки о конкуренции рассчитаны на наивных. Не говоря уже о возможностях скрытых монополий и картельных сговоров, да еще при отсутствии сколько-нибудь действенных антимонопольных законов и механизмов противодействия монополиям. У нас никак не могут признать монополистом даже Ахметова, который контролирует львиную долю тепловой энергетики и Укртелеком в придачу.

К тому же есть негативный опыт бывших социалистических стран, например, бывшей «шестнадцатой республики» — Болгарии. Там подобные «реформы» привели к заходу на внутренний рынок нескольких, преимущественно иностранных, поставщиков, резко взвинтивших тарифы с целью наживы. Это привело в 2012-2013 годах к «тарифным бунтам».

Проблема же лежит не в манипуляциях с тарифами, рынками и поставщиками, а в крайне низком, по сравнению с тарифами, уровнем доходов населения. Но если о повышении тарифов разговоры не прекращаются, то о повышении доходов рядовых граждан властно-олигархическая клика думать не намерена, поскольку ей нужны дешевые трудовые ресурсы.

Среди требований МВФ значится также введение частных судебных исполнителей. Эта тема требует отдельного рассмотрения, поэтому углубляться в нее не будем. Но отметим, что это не что иное, как узаконивание рэкета. Осталось еще частные суды ввести! Кстати, закон о частных судебных исполнителях уже рассмотрен в первом чтении, а его инициатором является не кто иной, как Порошенко.

Кроме того, МВФ, как оказалось, требует отменить запрет на приватизацию стратегических объектов, например, морских портов и «Укрзалізниці». Это в условиях войны-то! Не говоря уже о том, что за 25 лет в Украине доприватизировались и дораспродавались до того, что уже и воевать нечем! Продажа портов и прочей инфраструктуры в нынешнее время можно расценивать не иначе как измену, даже если это делается якобы по требованию МВФ.

Просматриваются в «требованиях МВФ» интересы отечественных олигархов и зарубежного капитала по дерибану сельскохозяйственных земель. В частности, речь идет о приватизации земель, находящихся в пользовании государственных сельхозпредприятий, а это примерно 1 миллион гектаров. Попытки протащить нормы по дерибану государственных земель предпринимало предыдущее правительство Яценюк, а теперь «экзамен на профпригодность» будут сдавать Гройсман и компания. Недаром Вика Нуланд из Госдепа США уже успела пообщаться с Гройсманом.

Кстати, ходят слухи, что к традиционным требованиям МВФ добавилось условие предоставить свободу действий на украинских черноземах американским фирмам DuPont и Monsanto, которые широко и скандально известны как производители генно-модифицированных организмов (ГМО). Европа, с которой у нас вроде как пример берут, всячески сокращает и запрещает ГМО, а мы будем встречать их с распростертыми объятиями?!

И вообще, складывается впечатление, что внезапная активизация вопроса о выделении транша МВФ является, в том числе, тестом для нового правительства и лично Гройсмана. Выделение очередного смехотворного по размерам транша выглядит более чем сомнительно, но зато Гройсману предоставлена возможность продемонстрировать свою лояльность путем учета интересов, в том числе, западных корпораций. И судя по всему, Гройсман вовсю старается «оправдать оказанное ему высокое доверие»…

И все же, ради чего вдруг в правительстве и администрации так озаботились очередным траншем, без которого Украина существует уже 9 месяцев? Напомним, что год назад МВФ свернул в Украине программу stand by. Вместо нее была начата программа расширенного финансирования EFF объемом 17,5 млрд долларов, из которых были получены лишь два транша. С августа 2015 года Украине финансирование прекратилось.

Ранее сообщалось, что в 2016 году правительство намерено получить международных кредитов на сумму 10 млрд. долларов, причем львиная доля ожиданий — порядка 5,8 млрд. долларов — приходится на МВФ. Также ожидается 1,7 млрд долларов от Всемирного банка, по 1,3 млрд долларов — от ЕБРР и Японии, 1,2 млрд долларов — от ЕС, упомянутый 1 млрд долларов кредитных гарантий от США. Известно также, что все остальные кредиторы возобновят сотрудничество с Украиной только при условии, что это сделает МВФ.

Но уже и без этого на каждого жителя страны приходится более 1000 долларов внешнего долга и 500 долларов по внутренним государственным обязательствам.

Если Украина прожила 9 месяцев без траншей, то логично предположить, что поживет еще. К тому же МВФ очень часто не сдерживает свои обещания, но постоянно требует каких-то новых «реформ». К тому же, если очередной транш придет в Украину, рядовых граждан это не касается, поскольку деньги попадут в золотовалютные запасы. Пожалуй, единственный их смысл — обеспечить импорт на уровне не менее 3 месяцев. Для Украины это 12 млрд долларов.

В целом же за истерией вокруг скоропостижного удовлетворения требований МВФ во имя получения копеечного транша сомнительной нужности явно кроются интересы отечественных олигархов и иностранного капитала. А расплачиваться придется рядовым гражданам страны по самой высокой цене.

По материалам: Fraza.ua

Материалы по теме: