Мининфраструктуры отказывается от влияния на тарифы в пользу Президента

В рамках закона “О естественных монополиях” Мининфраструктуры предлагает создать нацкомиссию – транспортного регулятора. Тем самым, министерство отказывается от ряда полномочий в пользу Президента. Бизнес не уверен, что новация улучшит...

В рамках закона “О естественных монополиях” Мининфраструктуры предлагает создать нацкомиссию – транспортного регулятора. Тем самым, министерство отказывается от ряда полномочий в пользу Президента. Бизнес не уверен, что новация улучшит положение и с тарифами, и с перевозками.

Тарифы для всех

Мининфраструктуры опубликовало на своем официальном сайте законопроект “О государственном регулировании в сфере транспорта”. Суть документа – в создании Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта, которая будет, по сути, устанавливать тарифы на железной дороге и на некоторые спецуслуги в портах и аэропортах.

“В аэропортах это будет, вероятно, обеспечение авиационной безопасности, работа диспетчеров, сверхнормативная стоянка воздушных судов, обслуживание пассажиров в терминалах, а в морских портах: лоцманские услуги, управление движением судов, ледокольные работы, возможно, еще и некие формы предоставления в пользование портовой инфраструктуры”, – сказал юрист юрфирмы “Ильяшев и Партнеры” Дмитрий Шемелин.

“Создание (Нацкомиссии) должно стать весомым рычагом обеспечения повышения эффективности госрегулирования деятельности на рынках естественных монополий и смежных рынках в сфере транспорта, в частности, по вопросам формирования ценовой (тарифной) политики”, – сообщили РБК-Украина в пресс-службе Мининфраструктуры.

Комиссию формировать будет Президент, на основании закона “О естественных монополиях”. То есть, будущая Нацкомиссия не будет подчиняться Мининфраструктуры.

Поддержка идеи

Необходимость создания такой комиссии прописана во многих нормативно-правовых актах, в том числе, в законе “О морских портах Украины”. Потому Администрация морских портов Украины поддерживает создание такого государственного органа, заявили РБК-Украина в пресс-службе АМПУ.

Председатель Федерации металлургов Украины (ФМУ) Сергей Беленький тоже поддержал идею создания комиссии, поскольку тарифы “Укрзализныци” формируются субъективно. “Она (“Укрзализныця”) устанавливает тарифы, исходя не из экономических и объективных условий, а из потребностей, и согласовывает их с Мининфраструктуры, – сказал Сергей Беленький. – Мининфраструктуры, в свою очередь, согласовывает тарифы с Минэкономразвития и Государственной регуляторной службой, но у этих органов нет право вето. Если Мининфраструктуры очень захочет, оно может протянуть любое положение тарифов”.

Братья меньшие

Закон “О естественных монополиях” был принят в 2000 году, и в нем заложено создание таких комиссий во всех сферах естественных монополий, в том числе, на транспорте. Сегодня наиболее известной комиссией является НКРЭ. “Ее деятельность традиционно является предметом очень живых споров, к примеру, относительно справедливого тарифа на электроэнергию, которую производит НАЭК “Энергоатом”. Понятно, что производитель хотел бы получать тариф побольше, и, возможно, заложить в него инвестиционные составляющие на развитие производства, в то время как комиссия срезает тарифы в интересах потребителей. Подобные конфликты ожидают и “Укрзализницю””, – сказал Дмитрий Шемелин.

Фактически, эти комиссии контролируют через тариф все существенные расходы естественных монополий. “С одной стороны, это повышает прозрачность бюджетов монополий, с другой – усложняет управление и фактически передает все стратегические решения за пределы предприятия. Реальный результат такой схемы можно будет увидеть только на практике”, – пояснил юрист.

Все будет зависеть от членов комиссии, считает Сергей Беленький. “Если создадут эту комиссию, то, как минимум, под каждое очередное повышение грузовых тарифов “Укразализныця”” с Мининфраструктуры должны будут готовить глубокое экономическое обоснование. А комиссия, если будет обладать достаточными компетенциями и на нее никто не будет давить, будет принимать экспертное независимое решение”, – сказал глава ФМУ.

Впрочем, глава набсовета компании “Укрречфлот” Сергей Головко считает, что законопроект не является прогрессивным, так как он позволяет комиссии вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов транспортной отрасли. “Поскольку у нас нет национальной стратегии развития транспортной отрасли, то принятие такого законопроекта ставит под собой одну цель – иметь прямое влияние на работу хозяйствующих субъектов. К примеру, комиссия получит право влиять на формирование стоимости услуг коммерческих структур. Судя по законопроекту, тарифы будут формироваться в условиях прозрачности и открытости, но это очень размытые понятия”, – сказал РБК-Украина Сергей Головко.

Не все просто

Принятие данного законопроекта также повлечет за собой и политических последствиях (усиление роли главы государства в ущерб полномочиям Кабмина). Создание комиссии может привести и к дополнительным непредвиденные расходам из госбюджета.

“Финансовый контроль со стороны комиссии может стать дополнительным аргументом для признания формально независимых монополий, таких, как “Укрзализныця”, частью украинского государства. Соответственно, долги УЗ, финансирование которых будет контролировать новая комиссия, могут на международном уровне быть сочтены долгами государства”, – резюмировал Дмитрий Шемелин.

Автор материала: Дмитрий Уляницкий

По материалам: Rbc.ua

Материалы по теме: