Контрабанда на Донбассе: Кабмин умывает руки

Гибридная война порождает гибридную экономику. Власти ЛНР и ДНР примеряют на себя маску ласковых телят и имеют гешефт и с украинской, и с российской стороны. Торговля идет по всем...

Гибридная война порождает гибридную экономику. Власти ЛНР и ДНР примеряют на себя маску ласковых телят и имеют гешефт и с украинской, и с российской стороны. Торговля идет по всем каналам и направлениям, включая грузовые железнодорожные перевозки. Кабмин издает беззубые распоряжения, расписываясь в бессилии изменить ситуацию с незаконным хождением контрабанды. Никто не готов к единственному правильному решению – перекрыть границу полностью или открыть ее без ограничений.

Донбасс как потребительский рынок

На оккупированной территории Донбасса по разным оценкам проживает порядка от 2,6 до 3,1 млн. человек (включая ДНР и ЛНР). Это самый многочисленный регион среди непризнанных государств (в Приднестровье проживает около 500, на Северном Кипре – около 300, в Абхазии – 240, в Нагорном Карабахе – 190 тысяч человек).

При этом каждый третий житель – пенсионер, большинство трудоспособного и адекватного населения покинуло конфликтную зону.

Часть пенсионеров получает украинские пенсии, пытаясь параллельно дублировать доход и от местной оккупационной администрации. В августе 2016 года министр социальной политики Андрей Рева сообщил: “Из 460,8 тыс. чел. выплаты восстановлены 143 тысячам, остальным – отказано”.

Финансовая система ЛДНР, судя по исследованию немецкого издания «Bild» в январе 2016 г., на 90% покрывается деньгами из РФ через банки Абхазии.

Россия тратит на зарплаты и пенсии для населения “республик” не менее миллиарда евро в год, что составляет около 0,6% ежегодных расходов российского госбюджета.

Человеческий поток ежедневно составляет порядка 20 тысяч человек в обе стороны.

После начала острой фазы конфликта к ноябрю 2014 году на территориях ЛДНР начался товарный и ценовой кризис. К февралю 2015 года цены на основные товарные группы были выше украинских в 2-3 раза, но постепенно, не в последнюю очередь благодаря контрабанде, ситуация начала выравниваться. К весне 2016 года, был сформирован паритет, а по некоторым направлениям цены в ЛДНР были ниже, так как местные производители сумели наладить производство продуктов питания на месте.

Ресурсы и контрабандные потоки ЛДНР

Часть необходимых ресурсов для выживания оккупационный режим получает безвозмездно.

Так, коммунальные услугивообще являются “чистым доходом” оккупационной власти – газ РФ поставляет бесплатно, а электроэнергия частично приходит из Украины в рамках перетоков в общей системе и частично из России тоже бесплатно.

Гуманитарная помощьна территорию ЛДНР поступает по двум каналам – из РФ и по линии украинского олигарха Рината Ахметова (“Гуманитарный штаб Рината Ахметова”.) – это самый мощный поток. Гуманитарная поддержка населения Ахметовым, позволяет ему удерживать под контролем часть оставшихся активов, власти ЛДНР не противятся подобной ситуацией – им выгоден подобный симбиоз.

Но базовым источником доходов для местной власти остается контрабанда и нелегальный бизнес.

Украинские КПП (“Лисичанск”, “Зайцево”, “Марьинка”, “Новотроицкое”, “Гнутово” и “Станица Луганская”) контролируют пограничники и сотрудники государственной фискальной службы (налоговая). Все эти контрольно-пропускные пункты можно объехать по обходным дорогам или через реки.

Теоретически все проселки и переправы блокируются подразделениями ВСУ, что позволяет последним активно участвовать контрабандном обороте – от рядового состава до высших офицеров.

По разным данным за сутки через одно КПП проходит от 20 до 50 грузовых машин и микроавтобусов. За сутки получается от 150 до 300 тысяч гривен. Большая часть денег остается у начальства. За “молчание” рядовым и сержантам выделяются ежедневно премии – от 100 до 200 гривен”.

О масштабах железнодорожного трафика говорят данные группы «InformNapalm», которым удалось вскрыть переписку оккупационной администрации ЛДНР. Всего за февраль 2016 года Украина приняла из оккупированной территории т.н. «ДНР» – 26 422 вагонов, «ЛНР» – 15 350 вагонов грузов. Грузы отправлялись в Россию, Республику Беларусь, а также в Латвию и Эстонию, также были зафиксированы на станциях у границы с Польшей, Венгрией, Румынией.

Какое-то время для борьбы с контрабандой создавались оперативные мобильные группы с участием сотрудников СБУ, полиции и волонтеров. Но они закономерно не справились с задачей.В апреле 2016 украинская власть вывела последнюю активную группу по борьбе с контрабандой.

По словам основателя волонтерского движения “Вернись живым” Виталия Дейнеги оккупанты в вопросе контрабанды более честные, чем мы, потому что когда фура или “ГАЗель” заезжает на территорию ДНР, то там он платит пошлину в их таможенную службу, а когда она выезжает из Украины, то она платит взятку нашим военным и СБУ.

«СБУ технически способна снизить уровень контрабанды в десятки раз, у них для этого есть все ресурсы, но вместо этого сотрудники СБУ несут взятки от 30 до 50 тысяч долларов за возможность попасть на трехмесячную ротацию в мобильную группу “по борьбе с контрабандой», – подытожил волонтер.

Ответственности нет

Правовые последствия для контрабандистов откровенно смешны. Это составление протокола по статье 204-3 админкодекса — “Нарушение порядка перемещения товаров в район или из района проведения АТО». По статье предусмотрен штраф от 10 до 200 минимумов и конфискация товара. Однако в отношении задержанных все протоколы, которые составляют мобильные оперативные группы и пограничники, суды отменяют.

Просто ни в одном законе нет четкого определения линии разграничения в АТО, что размывает правовое поле.

Практически весь спектр товаров на территорию ЛДНР можно завозить по железной дороге, получив разрешение Координационного центра.

Нужно понимать, что свои интересы в незаконной контрабанде имеют многие в украинской власти. А, значит, они максимально заинтересованы в сохранении статус-кво. В числе выгод получателей не только одиозные фигуры вроде Ефремова и Ахметова, но и представители условного «проукраинского» истеблишмента.

Свои интересы в топливной контрабанде имел покойный Игорь Еремеев (был связан с Сергеем Курченко), с контрабандой сигарет связывают закарпатских «баронов» Виктора Балогу и Михаила Ланьо. Не брезговал «работой» с контрабандой и покойный замглавы администрации президента Украины Андрей Таранов (контактировал с одиозным лидером «Оплот» Евгением Жилиным, убитым в разборках).

Позиция текущей власти предельно ясна:«Когда речь идет об угле, у нас есть выбор между плохим и очень плохим. Есть вариант покупать уголь у страны-агрессора, есть вариант покупать уголь, который по факту добывается на оккупированных территориях, и третий вариант — импортировать уголь из Южной Африки, который на 15-20 долларов дороже, чем российский уголь или уголь из зоны АТО», — проинформировал общественность близкий партнер президента в парламенте Игорь Кононенко.

Нормативные потуги

11 января 2017 года Кабмин выдал на-гора распоряжение, которым утвердил план мероприятий, направленных на реализацию некоторых основ государственной внутренней политики по отдельным районам Донецкой и Луганской областям (№8р). Поручения коснулись, прежде всего, деятельности министерства по временно оккупированным территориям.

Без успокоительного этот шедевр бюрократического маразма читать нельзя. С такими подходами мы те то, что не нормализуем ситуацию на границе с ЛДНР, но и потеряем контролируемую часть Донбасса. А, если представить, что такие подходы у нас по всей вертикали власти и во всех сферах, куда дотягивается кривая рука госаппарата – становится страшно.

Итак, как собирается власть бороться с коррупцией и контрабандой на линии разграничения?

Оказывается, следует проводить учения по антикоррупционному законодательству среди военных и спецслужб. Не учить, не сдавать тесты, а проводить учения. Повеяло традициями Валерия Пустовойтенко, украинского премьера эпохи заката 90-х, когда он загонял в полевые палатки директоров предприятий, чтоб они активнее рассчитывались с бюджетом. Нынешних служащих загонять в палатки не нужно, скорее наоборот – сделать их условия проживания более комфортными, может тогда и поводов к коррупции будет меньше?

Из рациональных идей – установка видеонаблюдения за пропускными пунктами. Отличная идея – начальство будет в курсе реальных сделок подчиненных и те не смогут заносить наверх меньше чем положено и зафиксировано на видео.

На этом по борьбе контрабандой все. Больше предложений у правительства нет.

По внутреннему рынку предлагается разработать очередной пакет бумаг и «организовать надлежащее функционирование оптимального количества гуманитарно-логистических центров». Когда пишут подобную канцелярщину, становится предельно ясно – никто ничего делать не собирается.

По линии помощи предпринимательству, та же позиция – подготовить абстрактные предложения по внесению изменений к законодательству.

В разделе помощи гражданам явно не хватало пункта – «обеспечение солнечного восхода и заката с целью установления смены времени суток», такие же бредовые для галочки инициативы, которые и так по умолчанию (!) должно оказывать государство – предоставление гражданам психологической, социально-педагогической, социально-медицинской, юридической и другой помощи.

А еще организация беспрепятственно поставки гуманитарной помощи международными организациями. Понимая уровень развития наших чиновников, можно смело готовиться к легитимизации российских «гумконвоев».

Но самое интересное впереди.

Правительство собирается платить не только пенсии, но и зарплаты населению, поддерживающему оккупационный режим ЛДНР. Для этого вводится такая интересная юридическая формулировка – «выплаты заработной платы работникам «Укрзализницы», которые обеспечивают функционирование контролируемых объектов железной дороги, размещенных на неконтролируемой территории». Это что, партизанские отряды железнодорожников? Такая же ситуация не только с железной дорогой, но и по «Укрэнерго».

При этом делается стыдливая ремарка «при условии соблюдения требований по противодействию терроризма и недопущения действий, направленных на изменение границ или территориальной целостности Украины».

Учитывая потоки контрабанды по железной дороге, такая забота чиновников «УЗ» становится понятной, да и правительство ДНР закрывает на подобное глаза, ставя именно себя собственником и распорядителем железнодорожной инфраструктуры.

Выход из сложившегося маразма может быть только два, крайних по своей сути – или полное открытие границы, или ее абсолютное закрытие.

Все, что посредине – бесконечная коррупция и контрабанда, разложение личного состава силовиков, снижение боевой готовности и как результат – потеря политической инициативы и контроля. Подобное положение вещей, учитывая, что все нити ведут к верхушке украинской власти, превращается уже в общегосударственную, а не локальную проблему. И она рано или поздно проявит себя во всей красе.

Автор материала: Юрий Шпак

По материалам: Golos.ua

Материалы по теме: