«Киевэнерго»: отобрать у Ахметова и вернуть столице

Ситуация вокруг столичного монополиста «Киевэнерго» все более заходит в тупик и одновременно обостряется. Дошло до того, что столичная власть во главе с мэром Виталием Кличко, занимавшая до сих пор...

Ситуация вокруг столичного монополиста «Киевэнерго» все более заходит в тупик и одновременно обостряется. Дошло до того, что столичная власть во главе с мэром Виталием Кличко, занимавшая до сих пор «отмороженную» позицию по поводу неуклонного роста тарифов, наконец-то заявила, что категорически возражает против дальнейшего роста коммунальных тарифов в Киеве.

Это происходит на фоне демонстративной убыточности «Киевэнерго», контролируемого ахметовской ДТЭК, о чем было заявлено в преддверии очередного собрания акционеров, намеченного на 25 апреля 2016 года. Все это заставило столичную власть наконец-то вспомнить о том, что коммунальная энергетическая инфраструктура принадлежит местной громаде Киева, передана в управление Ахметову и компании до конца 2017 года на весьма невыгодных для столицы и населения условиях. Таким образом, встает вопрос о возврате энергетики под контроль города, но пока подобные намерения чиновников остаются на уровне деклараций, что свидетельствует о серьезной подковёрной борьбе. Наконец, следует вспомнить, что еще в 2014 году прокуратура начала уголовное производство по факту незаконного отчуждения 12,73% акций «Киевэнерго», принадлежавших столичной громаде, но дело подозрительно заморожено, что заставляет сделать вывод, что прокуратура находится «на абонементе» у Ахметова.

Установлено, что в 2004 году решением Киеврады указанный пакет акций был бесплатно передан в уставный фонд специально созданного ПАО «Киевэнергохолдинг», в который согнали «Киевэнерго», «Киевгаз» и «Киевводоканал». До этого в столице был сознан еще и так называемый «хлебный холдинг». Такие телодвижения совершались для вывода столичных активов из-под контроля местной громады и для удобства дальнейшего «дерибана» этих активов, что и произошло прежде всего с «Киевэнерго», как наиболее «вкусным» предприятием. Обратим внимание на тот факт, что происходило это еще во времена «дочерновецкие», то есть «во царствование» присной памяти мэра Омельченко. Это к вопросу о том, каким «славным парнем» и рачительным хозяйственником был на самом деле Сан Саныч Омельченко…

Но воспользовалась плодами бурной деятельности по выводу столичных активов из-под контроля городской громады и местного самоуправления скандально-знаменитая юродиво-клептократическая «молодая команда» Черновецкого. Именно во времена мэрствования этого персонажа, а также его последователя, местечкового градоначальника и ставленника Януковича Попова бывший столичный пакет акций «Киевэнерго» путем неоднократных перепродаж с участием разных фирм, зарегистрированных не в Украине, оказался в собственности, как глаголят официальные источники, некоей частной энергетической компании. Под этим эвфемизмом, надо полагать, скрывается та самая ДТЭК имени Ахметова.

По официальным же данным, на момент, скажем прямо, кражи указанного столичного пакета акций его стоимость составляла 250 млн. гривен, то есть 50 млн. долларов по тому курсу. Если честно, то подобная оценка представляется весьма сомнительной и более чем скромной…

По сообщению прокуратуры, в Единый реестр досудебных расследований внесены ведомости о совершении должностными лицами департамента коммунальной собственности и ПАО «Киевэнергохолдинг» уголовного правонарушения — растраты имущества путем злоупотребления служебным положением, что привело к нанесению ущерба в особо крупных размерах. Следствие идет, повторим, с 2014 года, но о результатах широкой общественности ничего не известно.

Повторим, что эскалация тарифов заставила наконец столичную власть обратить внимание на проблему. Мэр Виталий Кличко в присущей ему манере заявил: «Столичная власть категорически возражает против повышения коммунальных тарифов для киевлян, которое инициирует Кабинет Министров… Мы должны учитывать уровень социального обеспечения граждан и их платежеспособность». Впрочем, Кличко прозрел только после того, как глава Нацкомиссии по энергетике и коммунальным услугам (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк, побоявшийся в условиях все более обостряющейся напряженности в обществе, брать на себя ответственность за очередное повышение тарифов на отопление и горячую воду, которого добивалось «ДТЭК-Киевэнерго», обратился к Кличко с письмом. В нем содержалось напоминание о том, что, согласно закону, органы местного самоуправления должны принимать активное участие в формировании тарифов на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотвод. Соответствующие нормы содержатся в законах «О жилищно-коммунальных услугах», «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении», «О теплоснабжении» и других нормативно-правовых актах. Именно органы местного самоуправления должны согласовывать температурные графики работы тепловых сетей, устанавливать местные налоги и сборы с предприятий коммунальной инфраструктуры, утверждать ставки земельного налога для них. Словом, глава НКРЭКУ Вовк, побоявшись брать все на себя, решил поделиться ответственностью со столичной властью и лично Кличко. А чтобы последний не «соскочил с темы», письмо было «слито» в СМИ, чтобы с ним ознакомилась широкая общественность. В результате Кличко пришлось реагировать…

В свою очередь, контролируемый ДТЭК столичный энергомонополист «Киевэнерго» в преддверии намеченного на 25 апреля общего собрания акционеров объявил об убытке в 1,6 млрд. гривен по результатам 2015 года, хотя еще годом ранее компания показала прибыль в размере 83,786 млн. грн. Отметим также, что в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, прибыль «Киевэнерго» сократилась в 12 раз, или на 920,547 млн. грн.

Крайнюю тревогу вызывает соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей. По результатам 2015 года суммарная дебиторская задолженность «Киевэнерго» (долги других перед предприятием) за год возросла на 16,6% — до 3,79 млрд. гривен. В то же время текущие обязательства компании (кредиторская задолженность) увеличились на 31,9% — до 5,78 млрд. гривен, долгосрочные обязательства — на 14,2%, до 416,543 млн. грн. Иными словами, «ДТЭК-Киевэнерго» должно другим значительно больше, чем должны ему. Возникает вопрос в стиле незабвенного Владимира Семеновича Высоцкого: где деньги, Зин?!

Есть еще одно крайне тревожное обстоятельство. В начале марта 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch объявило об ограниченном дефолте контролируемой Ахметовым Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК), в которую входит и «Киевэнерго». Пока речь идет о том, что ДТЭК, зарегистрированная, кстати, в Нидерландах, нарушила сроки очередных выплат по займам иностранных кредиторов и сейчас ведет переговоры о реструктуризации займов. В числе причин называется девальвация национальной валюты, сокращение объемов продаж из-за сокращения производства и обнищания населения. Наконец, существенная часть активов ДТЭК расположена в той части Донбасса, которая находится под контролем сепаратистов и Москвы. Если же ДТЭК будет объявлена неплатежеспособной, то все находящиеся под ее контролем активы попадут под управление кредиторов, они будут устанавливать любые тарифы, лишь бы только поскорее вернуть займы с процентами, и гражданам-потребителям от этого явно не поздоровится. В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы: зачем оставлять столичную энергетическую инфраструктуру под управлением фирмы, которая может обанкротиться и имеет значительные активы в зоне боевых действий? почему столичные жители через тарифы на коммуналку должны оплачивать проблемы Ахметова на Донбассе? Не говоря уже о том, что в СМИ неоднократно всплывала информация, что Ахметов и его менеджмент причастны к возникновению нынешних проблем на Донбассе и якобы сотрудничают с сепаратистами, причем довольно успешно.

Но оказывается, что сама инфраструктура пока еще остается в собственности города. Ведь само по себе «Киевэнерго», которое входит в ДТЭК Ахметова, — это контора, компьютеры и клерки. По сути, это надстройка, сидящая на финансовых потоках. Вся инфраструктура находится в собственности города, а ТЭЦ, кроме Дарницкой, — в совместной государственно-коммунальной собственности… Или как-то так, ибо реальную структуру собственности властно-олигархический «гадючник» особо афишировать не торопится, очевидно, в целях все того же «дерибана». Что касается чисто коммунальной собственности, то это многие километры кабельных линий и тепловых сетей, огромное количество трансформаторных подстанций, 1100 теплопунктов, котельных и бойлеров.

Согласно договору 2001 года, все это было передано «в пользование» получастной фирме «Киевэнерго», которая после ряда закулисных манипуляций оказалась в руках ДТЭК Ахметова. По некоторым данным, в 2007 году этот договор «подшаманили», то бишь отредактировали. Широкой общественности документ не показывают, очевидно, не зря. Известно лишь, что срок действия договора истекает в конце следующего, 2017 года, в связи с чем в последнее время и актуализировался вопрос возврата местному самоуправлению контроля над столичной энергетической инфраструктурой.

Впрочем, есть некоторые оценки содержания и сути этого договора, озвученные экспертами и депутатами разных уровней. Например, по мнению директора «Института развития города» Александра Сергиенко, все, на чем «Киевэнерго» зарабатывает миллиарды (ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, завод «Енергия», тепловые сети, сотни котельных, кабельное и трансформаторное хозяйство), принадлежит киевлянам. А компания «ДТЭК-Киевэнерго» пользуется всем этим за смешные деньги. По образному выражению Александра Сергиенко, кочегар наживается на хозяине котельной.

В разное время в СМИ всплывала информация, что «Киевэнерго» отказывается отчитываться перед местной громадой в лице органов местного самоуправления за использование имущества, принадлежащего ей. Не единожды депутаты Киеврады, в частности Наталья Новак, ныне народный депутат, выступали с заявлениями о том, что «Киевэнерго» ничего не платит за пользование коммунальной собственностью. В то же время предприятие получило от органов местного самоуправления целый ряд льгот, в частности по оплате налога на землю, являющегося, между прочим, важнейшей статьей пополнения местного бюджета. Более того, «Киеэнерго» регулярно саботирует подключение к коммуникациям новых домов, построенных за бюджетные средства.

В разное время контролирующие органы, в частности Госфининспекция (бывшее КРУ), выявляли грубейшие злоупотребления со стороны «Киевэнерго», например, получение неправомерной выгоды путем незаконного взимания с граждан средств за услуги. Отмечены случаи, когда в финансовом отчете в графе «другие операционные затраты» значились сотни миллионов, даже миллиарды гривен без соответствующего обоснования и расшифровки. Имели место скандалы, вызванные тем, что инспекторов контролирующих органов, в нарушение действующего законодательства, не пускали на объекты, контролируемые «Киевэнерго».

Депутат Киеврады, председатель комиссии по вопросам ЖКХ и ТЭК Владимир Бондаренко в ряде своих выступлений в СМИ приводит следующие факты. Если сравнивать суммы, уплачиваемые за отопление в однотипных домах со счетчиками тепла и без них, то жильцам домов, не оборудованных счетчиками, приходится платить на 30% больше. В свою очередь, эпопея с установкой счетчиков длилась очень долго, но когда они в количестве примерно 4500 штук были установлены, то их долгое время не брали на баланс, продолжая начислять оплату по так называемым нормам, то есть без счетчиков.

Более того, по словам Бондаренко, стоимость самих счетчиков оказалась подозрительно высокой, а стоимость их установки доходила до стоимости самих этих дорогостоящих счетчиков. Отметим, что счетчики устанавливались за средства городского бюджета, по крайней мере, если верить заявлениям мэра Кличко и других чиновников. Поэтому Государственной финансовой инспекции и правоохранителям следовало бы внимательно изучить обстоятельства приобретения и установки счетчиков на предмет более чем возможных злоупотреблений!

В целом, депутат Киеврады и председатель профильной комиссии этого органа Владимир Бондаренко категорически придерживается мнения, что указанный договор о передаче столичной энергетической инфраструктуры в пользование «частной лавочке» должен быть однозначно пересмотрен, а городу нужна прозрачная система предоставления коммунальных услуг и экономически обоснованные тарифы на них.

Словом, все чаще звучит требование вернуть энергетическую инфраструктуру Киева под контроль столичной громады в лице местного самоуправления.

Но, похоже, столичная власть во главе с мэром Кличко либо боится брать на себя ответственность, либо затевает какие-то новые игры, результатом которых может стать окончательная потеря местной громадой по праву принадлежащей ей собственности.

В столице затевается очередная афера под трескучим названием «международный инвестиционный конкурс» по «Киевэнерго» с целью нахождения некоего эффективного управляющего энергетическим имуществом. С гражданами, само собой, никто не советовался и даже не собирался этого делать.

Предполагается, что ДТЭК тоже сможет принять участие в конкурсе на общих основаниях, но только в случае выполнения неких взятых ранее на себя инвестиционных обязательств. Каковы эти обязательства, общественность понятия не имеет по причине того, что действующий ныне договор, повторим, от этой общественности прячут вот уже много лет. В ответ руководство ДТЭК, что называется, «кочевряжится»: дескать, если не будет полноценной концессии, то вообще откажемся от управления столичной энергетической инфраструктурой. Как говорится, скатертью дорожка, причем прямо на Донбасс, с которого они сюда прибыли и где, кстати, сейчас много работы.

Но при этом, «ДТЭК-Киевэнерго» разного рода мошенническими путями навязывает договора на оказание услуг с как можно большим количеством жителей столицы, которые плохо понимают, во что их втягивают.

Бредни о неких эффективных инвесторах, которые будут рачительно хозяйствовать, причем не в свою пользу, а в пользу жителей столицы, уже откровенно бесят! Прежде всего это грубо противоречит капиталистическим отношениям как таковым. Наиболее эффективными считаются скандинавские модели, в которых коммунальная инфраструктура находится в собственности местной громады, или, по крайней мере, контрольный пакет соответствующих предприятий находится в руках местной громады в лице местного самоуправления. Собственно говоря, это есть не что иное, как усовершенствованная советская модель: органы местного самоуправления от лица местных жителей-совладельцев собственности управляют этой собственностью.

Кроме того, никакой инвестор в здравом уме не будет в обозримом будущем инвестировать в Украину, в которой свирепствует жесточайший экономический кризис и вообще идет война! Любой условный инвестор на поверку окажется оффшором, за которым прячется тот или иной олигарх, и, скорее всего, это будет Ахметов.

Поэтому выход из создавшегося положения может быть только один: по окончании срока действия договора, то есть в конце 2017 года, отобрать столичную энергоинфраструктуру у ДТЭК, вернуть ее городу и управлять через соответствующее коммунальное предприятие под контролем общественности и местной громады. А с ДТЭК взыскать тот ущерб, который был нанесен городу и гражданам!

По материалам: Fraza.ua

Материалы по теме: