Каким должен быть министр здравоохранения?

Мне хорошо. Ни денег, ни сладкой должности я у начальства не прошу. Могу себе позволить помечтать вслух. Слушая бесконечный хор депутатов и экспертов, исполняющих пьесу «Кому быть министром здравоохранения?»,...

Мне хорошо. Ни денег, ни сладкой должности я у начальства не прошу. Могу себе позволить помечтать вслух. Слушая бесконечный хор депутатов и экспертов, исполняющих пьесу «Кому быть министром здравоохранения?», размышляю о суетном: каким быть министру здравоохранения? И о таком, почти интимном: есть ли политическая воля у наших верхних начальников, направленная на улучшение ситуации в народном здравоохранении?

И вот что я намечтал. Искренне. И безнадежно. Поскольку мечты имеют свойство не сбываться. Когда-то, в самом начале нашей государственной независимости я и несколько моих коллег пытались улучшить,модернизировать психиатрическую систему в Украине. Скажу прямо: у нас не получилось. По простой причине: в гнилой, осыпающейся стене невозможно заменить один единственный кирпич. Стена-то остается гнилой…

Сегодня мы умнее. Опытнее. И предлагаем своей стране следующее. Это наши совокупные мечты.

Необходимые внесистемные изменения

1. Запрет президенту, депутатам парламента и членам Кабмина на диагностику и лечение за рубежом.

2. Обязательное декларирование расходов на диагностику и лечение в приватных клиниках, медицинских центрах и кабинетах (для них же, вышеперечисленных).

3. Полное или частичное слияние министерства здравоохранения с министерством социальной политики.

4. В силу сложившейся в Украине ситуации всю систему закупки зарубежных медикаментов, медицинской аппаратуры и расходных материалов передать СБУ. Это позволит ввести в зону прямой ответственности и президента Украины, поскольку система СБУ относится к зоне его компетенции.

5. Выведение всей системы медицинских экспертиз из зоны компетенции министерства здравоохранения в зону компетенции министерства юстиции. Это необходимое, цивилизованное решение.

Необходимые внутрисистемные изменения

1. Жесткая и открытая модернизация подготовки врачей и медсестер. А для этого – жесткий и объективный отбор преподавателей.

2. Экономический анализ действующей в стране системы здравоохранения.

3. Определение зон неэффективности в системе. Цель – определение звеньев и институтов, чье существование (в первую очередь, бюджетное финансирование) должно быть прекращено.

4. Стабилизация работы персонала министерства здравоохранения, давно нуждающегося в защите от бесконечных политических интриг и субъективных прихотей часто меняющихся министров.

5. Честное, ясное определение зоны компетенции министерства здравоохранения в связи с укреплением института местного самоуправления.

6. Введение обязательных и регулярных встреч руководителей министерства с компетентными журналистами и «вменяемыми» профильными общественными организациями.

7. Размещение на сайте министерства всех без исключения документов, приказов о кадровых изменениях, информации о полученных министерством грантов, финансовых отчетов и т.п. Разумеется, без разглашения секретной информации, интересующей все без исключения зарубежные разведки.

Работа с населением

1. Все запланированные изменения в системе обязательно сообщать гражданам, используя центральные и региональные каналы, сайты, газеты. Такие возможности существуют.

2. Проводить социологические измерения отношения граждан Украины к изменениям в системе, качеству работы медицинской системы «на местах», коррупционной составляющей. Такие возможности существуют и не требуют больших финансовых вложений. Здесь традиционное препятствие – категорическое нежелание руководства министерства видеть себя и результаты своей работы в «зеркале».

Разумеется, список необходимых действий длиннее предложенного нами здесь. Я не столь наивен, чтобы не понимать: политической воли проводить подобные изменения нет ни у Президента, ни у законодателя, ни у Кабмина. Увы, без такой целенаправленной модернизации реальных способов создать приемлемую систему общественного здравоохранения невозможно. Систему, понятную населению страны, эффективную и экономически оправданную – невозможно.

Любые разговоры и патетические восклицания о необходимости немедленного внедрения страховой системы и т.п. – смешны и несостоятельны. Если профессионально неграмотный преподаватель готовит столь же малокомпетентного врача, страховая модель не поможет! Если министерство здравоохранения требует немедленного создания протоколов лечения, действительно необходимых, но продолжает легализовывать в качестве эффективных всевозможные фантастические методы лечения шапочками, рамками, непроверенными всерьез снадобьями и дельфинами, вам, граждане Украины, надеяться не на что…

И последнее. Далеко не самое важное. Кто должен стать новым министром здравоохранения? Предлагаю такой портрет: жесткий (не жестокий), умный и выразительно упрямый дабы говорить НЕТ своему и зарубежному начальству менеджер с экономическим или юридическим образованием. Да-да, не врач. Нас, врачей, учили лечить конкретного пациента, а не больную социальную систему. Пол, возраст, политические убеждения или их отсутствие роли не играют. Как и вероисповедание.

Ну, вот я, наконец, и помечтал публично. От себя и от своих пока безымянных коллег. И вы, дорогие мои сограждане, мечтайте. А вдруг – свершится. Если чудо опять нас минует, утешимся красивыми строками Беранже:

«Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой»

Автор материала: Семен Глузман

По материалам: Lb.ua

Материалы по теме: