Как “убийца авианосцев” стал для Украины чемоданом без ручки

Президент Петр Порошенко издал указ о демилитаризации недостроенного крейсера “Украина”. После 23 лет попыток достроить или продать корабль его распилят и продадут по частям. Почему единственный украинский ракетный крейсер...

Президент Петр Порошенко издал указ о демилитаризации недостроенного крейсера “Украина”. После 23 лет попыток достроить или продать корабль его распилят и продадут по частям. Почему единственный украинский ракетный крейсер постигла такая судьба?

Убийца авианосцев

Крейсер “Украина” – близнец флагмана Черноморского флота России, крейсера “Москва”. Того самого крейсера, который последний год выполнял боевые задачи ВМФ РФ у берегов Сирии. На украинском корабле есть взлетная площадка и ангар для вертолета. А еще – 16 пусковых установок для стрельбы тяжелыми противокорабельными ракетами “Вулкан” на дальность 500-700 км. Он способен держать под прицелом всю акваторию Черного моря, не отходя от пристани. За беспрецедентную мощь такие крейсеры прозвали “убийцами авианосцев”. Но ракет для него в Украине нет: их производит только РФ, боевой комплект для николаевского крейсера пылится в Санкт-Петербурге.

Продать нельзя достроить

Крейсер “Украина” начали строить еще при Союзе. В 93-м он был выведен из состава военно-морских сил РФ и и передан Украине. Уже в следующем году строительство было прекращено. Его возобновил президент Леонид Кучма, и почти закончил – крейсер был готов на 95%. Но оставшиеся пять процентов оказались решающими.

Вскоре после вступления в должность президента Виктор Янукович договорился с тогдашним главой России Дмитрием Медведевым о том, что россияне помогут достроить крейсер. Уже спустя несколько месяцев восточные соседи заявили о готовности купить “Украину”. Но время шло, а купля-продажа так и не состоялась, и уже через год российский министр обороны заявил, что возьмет крейсер только даром.

Дело сдвинулось с места только в 2013-м: за месяц до начала Евромайдана Украина и Россия договорились о продаже недостроенного крейсера за один миллиард рублей. Но по очевидным причинам дело не срослось. Да и украинские военные эксперты говорили, что цена в миллиард рублей – несерьезная, мол, если сдать крейсер в металлолом, выйдет дороже.

Тем временем содержание крейсера обходилось украинскому бюджету в 6 миллионов гривен в год ( и это когда доллар был по 10). После аннексии Крыма опять заговорили о необходимости продать корабль. Но оказалось, что кроме России “Украина” никому не нужна. Крейсер был создан по советским стандартам, и без участия РФ его невозможно достроить.

Как демилитаризация “Украины” отразится на украинской обороноспособности

У Украины нет аналогов демилитаризованному крейсеру. Но на обороноспособность нашей страны распил единственного ракетного крейсера никак не повлияет. Все эти годы корабль находился на балансе Николаевского судостроительного завода, и украинскими ВМС никак не использовался.

Вместе с тем, продажа крейсера по кусочкам даст возможность выплатить долг по зарплате работникам Николаевского кораблестроительного завода. Им не выплачивают зарплату с ноября 2014 года. Три месяца назад обозленные сотрудники вышли на протест. На тот момент сумма задолженности составила 45,5 миллионов гривен.

По материалам: Strana.ua

Материалы по теме: