Исследование: Как силовые ведомства тратят миллиарды на госзакупки по коррупционным схемам

Эксперты рассказали, как пробелы в законодательстве и увеличение финансирования силовых структур в военное время позволили многим чиновникам «нагреть руки» В прошлом году в системе госзакупок силовых структур доминировали закупки...

Эксперты рассказали, как пробелы в законодательстве и увеличение финансирования силовых структур в военное время позволили многим чиновникам «нагреть руки»

В прошлом году в системе госзакупок силовых структур доминировали закупки по непрозрачной процедуре. Львиная доля закупок проводилась по процедуре регулирования конкурсных торгов, отягощенной большими коррупционными рисками – «переговорной», являющейся по своему механизму, процедурой «закупки у одного участника». Об этом заявили эксперты Центра военно-политических исследований, презентовав исследование «Государственные закупки в секторе обороны и безопасности: основные проблемы и рекомендации».

Коррупционные миллиарды

Для наиболее показательных результатов эксперты сопоставили данные о закупках силовых структур с высокой численностью личного состава: Министерство обороны, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба, Министерство внутренних дел и Национальная гвардия.

Согласно представленной информации, практически 90% от общего объема средств, освоенных на госзакупки силовыми структурами в 2015 году, было потрачено на закупки именно по «переговорной процедуре». И только около 10% средств – на «открытых торгах».

«Всего силовыми структурами и их подразделениями с задействованием переговорной процедуры закуплено товаров, услуг или работ на сумму 14 177 70 843,15 грн (14 миллиардов, 177 миллионов, 70 тысяч, 843 гривень, 15 копеек), что составляет практически 90% от общего объема средств, освоенных на госзакупки силовыми структурами за 2015 год.

С задействованием процедуры «открытых торгов» закуплено товаров, услуг или работ на сумму: 1 507 385 302,00 (миллиард, 507 миллионов, 385 тысяч, 302 гривни), или 9,6% от общего объема выделенных средств в 2015 году», – рассказывает глава правления ЦВПИ Анна Тымчук.

Она также сообщила, что порядок проведения тендеров был утвержден еще во время начала военной агрессии России. И учитывая то, в каком плачевном состоянии в плане материально-технического обеспечения находились воинские формирования Украины в то время, переформатирование механизмов проведения закупок действительно было необходимой мерой. Однако именно возникшая впоследствии неразбериха помогла большинству коррупционных чиновников неплохо «нагреть руки».

Более того, во время исследования экспертам даже пришлось наглядно проверять факт закупки. «Нам даже приходилось действовать так: идти своими «ножками» и проверять, а завезли ли те материалы и оборудование, которое закупили на несколько миллионов», – отметил координатор организации «Информационное сопротивление Юг» Сергей Братчук.

«Перекачка воздуха»

Во время своего исследования эксперты Центра вышли на так называемые схемы «перекачки воздуха», заявила Анна Тымчук.

«Закупка осуществляется централизованно, поставка, к примеру, идет в Кременчуг Полтавской области, назовем его так, по документам майки отшили на фабрике, погрузили и доставили, складскими документами это все оприходовано и те начинают уже потихоньку «списывать». Но на самом деле маек не было, машины их никуда не возили, это все только на бумаге», – рассказывает она.

Пока экспертам не хватает доказательной базы, чтобы полностью утверждать о вышеуказанных схемах, однако уже в ближайшем будущем они собираются показать ее общественности.

«Прокладки» как механизм отката

Также эксперты обобщили информацию о коммерческих структурах, которые заключили самые крупные контракты с силовыми ведомствами на поставки вещевого довольствия в 2015 году.

«Главная цель такого обобщения – это было показательное выведение из числа поставщиков доли субъектов хозяйствования, надлежащих к разным системам налогообложения. В отличие от крупных предприятий, это ООО, ЗАО, обычные частные мелкие предприятия и физические лица относятся к системе налогообложения по упрощенной форме. Поэтому задействование ЧП и физических лиц в сделках вполне вероятно зачастую могло использоваться как механизм «отката». Больше всего физические лица и частные предприниматели получали самые крупные контракты у Министерства обороны», – сказала Тымчук.

По ее словам, физические лица-предприниматели заключали контракты, полностью тождественные по объему поставок и по стоимости с крупными компаниями.

«Я хочу сказать, что у частного лица предпринимателя не могут быть в использовании такие производственные мощности, чтобы произвести столько же трусов и маек, как крупные компании, и предоставить в течение двух месяцев объем поставки свыше 500 тысяч штук. Либо это посреднические структуры, либо «прокладка», просто перекачка воздуха», – резюмировала эксперт.

Об исследовании: цели, причины, источники информации

Изначально исследование должно было быть региональным в рамках проекта «Предотвращение и противодействие коррупции в секторе безопасности Одесского региона» при поддержке МФ «Возрождение». Однако из-за того, что большинство силовых ведомств осуществляют закупки централизованно, эксперты расширили границы своей работы.

Тымчук подчеркивает: центр анализировал далеко не все закупки прошлого года.

«Наша главная цель – сопоставить стоимость одинаковых товаров, закупаемых в разных ведомствах в один и тот же период. И поскольку, допустим, в СБУ один товар мог совпадать с товаром, закупаемым в Министерстве обороны, мы их и сравнивали. Если же не было товаров совпадающих, мы их не сравнивали», – объяснила она.

Основная часть информации для мониторинга по объемах поставки товаров, количестве, цене и окончательной стоимости была получена преимущественно из одного источника – непосредственно объявления, которые размещает заказчик проведения «торгов» на официальном портале уполномоченного органа, то есть Министерства экономики и финансов Украины. Для корреляции этих данных использовалась информация из других открытых источников, в частности, площадок электронных «торгов».

«Мы сопоставляли по пять разных источников только для того, чтобы убедиться, что мы можем корректно сопоставить стоимость одних и тех же трусов, и маек, которые закупает Министерство обороны и СБУ в этот же период», – резюмировала Тымчук.

Что предлагают эксперты центра?

Эксперты Центра военно-политических исследований сообщили, что обратятся в СНБО с требованием проведения реформ в системе закупок товаров и услуг на нужды обороны, а также законодательных изменений для формирования прозрачного порядка осуществления закупок по переговорной процедуре через электронную систему закупок.

Автор материала: Ирина Шевченко

По материалам: Facenews.ua

Материалы по теме: