Игра президента: какие козыри есть у Порошенко для отставки Яценюка

Президент Петр Порошенко не отказался от идеи “уйти” Арсения Яценюка. Но для начала ему нужно убедить западных партнеров, что отставка главы правительства способна разрешить нынешний политический кризис и собрать...

Президент Петр Порошенко не отказался от идеи “уйти” Арсения Яценюка. Но для начала ему нужно убедить западных партнеров, что отставка главы правительства способна разрешить нынешний политический кризис и собрать в Раде голоса за нового премьера. О том, что для этого может сделать президент – в материале РБК-Украина.

Эпопея с отставкой премьера Арсения Яценюка продолжается. После того как президент в прошлый вторник, 16 февраля, под давлением Белого дома вынужден был “отыграть” увольнение премьера в парламенте, Петр Порошенко решил взять главу правительства измором.

Устами лидера фракции БПП Юрия Луценко он потребовал от Яценюка либо уйти в отставку добровольно, либо предложить парламенту такой состав Кабмина, который будет пользоваться поддержкой большинства депутатов.
Фракции “Батькивщина” Юлии Тимошенко и “Самопомич” Андрея Садового дали премьеру четко понять, что их поддержки ему искать не стоит. На прошлой неделе они вышли из коалиции.

Более того, они уверены, что большинство в парламенте перестало существовать. По их версии, в коалиции после этого остались только БПП и “Народный фронт”, у которых на двоих 215 голосов.

Соратники президента и премьера считают иначе: в коалиции с ними до сих пор РПЛ. Мол, Олег Ляшко осенью прошлого года хоть и заявил о выходе “радикалов” из большинства, соответствующие заявления своих депутатов не зарегистрировал, а значит, формально остался в коалиции.

Ляшко также считает, что он не в большинстве, но заявил, что готов вернуться в коалицию. В отличие от “Батькивщины” и “Самопомочи”, РПЛ не настаивает, чтобы в правительстве не было Яценюка.

В такой ситуации решать, есть ли в Раде большинство или нет, будет спикер парламента Владимир Гройсман. Ведь по закону именно он официально должен огласить о том, что коалиция прекратила существование. Но глава парламента пока что этого не делает.

Таким образом, де-юре судьба правительства сейчас в руках парламента, де-факто – в руках президента. Ведь Гройсмана принято считать “на 100% человеком Порошенко”.

“Подвесив” ситуацию в парламенте, глава государства возобновил переговоры с премьером о переформатировании Кабмина. РБК-Украина попыталось проанализировать сценарии решения политического кризиса, которые сейчас на руках у президента и последствия, к которым может привести их реализация.

“Добровольный” уход

“Если бы президент не верил в то, что Яценюк может уйти сам, он бы публично не предлагал ему сделать это”, – объяснил РБК-Украина собеседник в команде Порошенко.

Окружение президента уверено – голоса “за” отставку премьера есть, поэтому уволить его – не проблема. Вопрос, как убедить согласиться на этот сценарий западных партнеров.

В первую очередь, вице-президента США Джо Байдена и директора распорядителя МВФ Кристин Лагард. За последнюю неделю Порошенко несколько раз общался по телефону с Байденом. Общей смысл этих разговоров люди из команды президента описывают так: премьера уволить можно, но только при гарантии того, что Рада тут же назначит нового главу Кабмина.

С этим у Порошенко проблемы. После провала голосования за отставку правительства следующий раз парламент может поднять этот вопрос только на следующей сессии, которая стартует в сентябре нынешнего года. Впрочем, юридическая лазейка для того, чтобы “убрать Сеню” раньше, существует.

В законодательстве нет нормы о том, что развал коалиции означает отставку Кабмина. Зато в ст. 83 Конституции сказано, что новое большинство подает президенту кандидатуру на должность премьер-министра. Этим пытается воспользоваться Юлия Тимошенко. Она уверена, что законодательство дает основания парламенту поднять вопрос об отставке Яценюка, и даже пообещала зарегистрировать в Раде соответствующий проект постановления. Правда, с Тимошенко не согласны даже в РПЛ. “Из Конституции не следует, что в случае развала коалиции правительство автоматически уходит в отставку. Скорее, премьер может сделать это добровольно”, – считает народный депутат от РПЛ Игорь Попов.

Собственно, добровольная отставка Яценюка – единственный возможный сценарий для назначения нового премьера. Ведь, только в таком случае в коалиции может остаться “Народный фронт”.

Для того, чтобы все же заставить Яценюка написать заявление об увольнении, президенту достаточно не вмешиваться в работу своей фракции БПП и не требовать депутатов голосовать “за” законопроекты правительства. Тогда Кабмин до сентября, фактически, не сможет реализовать ни одной серьезной реформы.

Это продемонстрирует недееспособность премьера, в первую очередь, перед Западом. В свою очередь, Порошенко формально сможет оправдаться перед “кураторами” из Белого дома тем, что он не влияет на ситуацию, поскольку не вмешивается в отношения премьера и парламента.

На грани фола

Президент может и не дожидаться истечения полугодового иммунитета Яценюка. Для этого Гройсману достаточно объявить, что коалиция прекратила существование, запустив, тем самым, отсчёт досрочных парламентских выборов.

В такой ситуации Порошенко может рассчитывать, что под угрозой перевыборов нардепы, в том числе из “Народного фронта”, станут более сговорчивыми и, в конце концов, согласятся создать новую коалицию и назначить новое правительство, но уже без Яценюка.

Главная проблема этого сценария в том, что против досрочных выборов категорически выступают западные партнеры. В то же время, по закону, распускать или не распускать Раду, в которой более 30 дней нет коалиции – право, а не обязанность президента. Таким образом, если депутаты не договорятся, и Петр Порошенко распустит парламент, он фактически проигнорирует требование западных партнеров со всеми вытекающими последствиями.

Собеседник РБК-Украина в АП уверяет: позиция Белого дома в том, что парламентские выборы точно не должны состояться раньше, чем президентские в США. Напомним, американцы будут избирать нового главу Белого дома 8 ноября.

Впрочем, в этой ситуации для украинского президента открываются возможности более изысканной игры. Ее суть, опять-таки, попытаться убедить “кураторов из Вашингтона”, что только добровольный уход Яценюка способен перезагрузить коалицию.

По идее, сценарий с неработающим парламентом рассчитан в первую очередь не на Яценюка, а на Байдена. Ведь, если президент убедит чиновника из Белого дома в том, что премьер должен уйти, тот может доходчиво объяснить Яценюку, что пора прощаться с должностью.

Пойти на мировую

Джо Байден настаивает, чтобы президент и премьер объединились “вокруг сильной правящей коалиции и программы реформ”. В прошлую пятницу он пытался по телефону по очереди убедить в этом Порошенко и Яценюка.

Договориться команды президента и премьера пытались в прошлый четверг, 18 февраля, на заседании так называемого “Стратегического совета”, который неформально называют G-7 (в него входят Порошенко, Яценюк, секретарь СНБО Александр Турчинов, спикер парламента Владимир Гройсман, глава АП Борис Ложкин, министр внутренних дел Арсен Аваков и глава фракции БПП Юрий Луценко).

По итогам заседания, команда президента “слила” в прессу информацию о том, что рассматривает возможность назначения на должность первого вице-премьера Бориса Ложкина. Напомним, ранее соратники президента настаивали, что это кресло должен получить заместитель главы АП Виталий Ковальчук. Соратники премьера в неофициальных беседах утверждают, что не против кандидатуры Ложкина.

Если президент всерьез готов направить в правительство Ложкина, то это можно расценивать как уступку с его стороны.

Но до компромисса по кадровым вопросам далеко. Параллельно с информацией о назначении Ложкина, команда президента пустила слух, что новым министром юстиции может стать замглавы АП Алексей Филатов. В ответ “Народный фронт”, который настаивает на том, чтобы Минюст и дальше возглавлял Павел Петренко, распространила информацию, что Филатов рассматривается на должность Генпрокурора. Как известно, на этот пост всерьез претендует глава фракции БПП Юрий Луценко.

По сути, команды президента и премьера “информационно потроллили” друг друга.

Впрочем, вариант, что президент и премьер все же договорятся и все-таки переформатируют правительство, не исключен. Правда для этого им придется параллельно удовлетворить кадровый аппетит Олега Ляшко.

По версии депутатов от БПП и НФ, лидер “радикалов” намерен “выбить” должность министра экологии для своего соратника Андрея Артеменко и добивается назначения Виктора Галасюка министром экономического развития и торговли. Более того, для себя Ляшко якобы требует у партнеров пост спикера парламента. Правда, официально лидер РПЛ эту информацию отрицает.

Для Порошенко “мировая” имеет как “плюсы”, так и “минусы”. Преимущество в том, что президент может рассчитывать на дальнейшую лояльность Запада и возобновление кредитования Украины со стороны МВФ.

С другой стороны, союз с Яценюком неизбежно отразится на рейтинге президента, который и без того продолжает падать. Согласно последним соцопросам, сейчас он не превышает 16%. Если падение рейтинга Порошенко не замедлится, то к осени ему не будет никакого смысла проводить перевыборы в парламент. Ведь в результате он только ухудшит свои позиции в Раде. А в таком случае, Яценюк и вовсе может остаться премьером до конца президентской каденции Порошенко.

Кроме того, сохранение Яценюком премьерского кресла не позволит президенту “добить” ключевых олигархов – владельца СКМ Рината Ахметова и совладельца группы “Приват” Игоря Коломойского. Оба голосами своих депутатов поддерживают Яценюка в Раде, за что рассчитывают на лояльность со стороны правительства.

Какой из сценариев выберет Порошенко, пока не понятно. Поэтому главе государства предстоит решить, что ему важнее: лояльность Запада или популярность в Украине.

По материалам: Rbc.ua

Материалы по теме: