Гонки на разделение: Фирташу пришлось создавать новое газовое предприятие

По решению Нацкомиссии, осуществляющей регулирование рынка энергетики и коммунальных услуг, с 1 июля потребители природного газа в Киевской области получат нового гарантированного поставщика. Вместо компании ПАО «Киевоблгаз» эту функцию...

По решению Нацкомиссии, осуществляющей регулирование рынка энергетики и коммунальных услуг, с 1 июля потребители природного газа в Киевской области получат нового гарантированного поставщика.

Вместо компании ПАО «Киевоблгаз» эту функцию возьмет на себя ООО «Киевоблгаз Сбыт», специально созданное для выполнения условий антимонопольного законодательства ЕС, поддержанного Украиной, которым запрещается одному предприятию совмещать функции транспортировщика и поставщика газа.

Таким образом подконтрольная Дмитрию Фирташу компания «Киевоблгаз» (среди ее клиентов – международный аэропорт «Борисполь» и Белоцерковская ТЭЦ) также приступила к реорганизации структуры своего бизнеса, чтобы соответствовать нормам закона Украины «О рынке природного газа». Закон был принят Верховной радой 9 апреля этого года, а 30 апреля – подписан президентом Петром Порошенко. Как отметил тогда пресс-секретарь главы государства Святослав Цеголко, документ подписан Порошенко «в рамках стратегического курса на деолигархизацию страны».

Такой контекст закон «О рынке природного газа» получил, прежде всего, из-за поправки №213, пролоббированной нардепом Александром Ксенжуком из пропремьерской фракции «Народный фронт». Согласно этой поправке, облгазы, большинство из которых контролирует Дмитрий Фирташ, обязаны платить за транспортировку газа по государственным газораспределительным сетям (ГРС).

Игра по новым правилам

Согласно нормам нового закона, который начнет действовать с 1 октября 2015 года, частным операторам запрещено использовать государственные ГРС на основе договоров хозяйственного ведения, без платы за эксплуатацию. Такие полномочия остались закрепленными исключительно за государственными операторами. Поэтому облгазам понадобится заключать договоры на концессию или аренду ГРС.

Это будет новая практика для украинских облгазов. В середине мая премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру энергетики и угольной промышленности Владимиру Демчишину урегулировать использование частными компаниями ГРС. «…Хочу еще раз обратиться к вам по поводу того, что государственные газораспределительные сети, которыми сейчас незаконно пользуются компании Фирташа – Левочкина, должны платить за это деньги, как это предусмотрено законом. Прошу подготовить соответствующий акт Кабинета министров Украины, чтобы навести порядок в этом секторе», – отметил Яценюк.

«Раз премьер поручил – будем выполнять», – сказал Владимир Демчишин в интервью Forbesмесяц спустя. По его словам, этим вопросом «вплотную занимается» Игорь Диденко, замминистра энергетики и угольной промышленности, бывший зампредправления НАК «Нафтогаз Украины», который сейчас в профильном министерстве курирует нефтегазовую отрасль.

Коллизия в законе

Четкого понимания, как выполнить новые законодательные требования, затрагивающие газораспределительный бизнес, на данный момент ни в Минэнергоугля, ни в НАК «Нафтогаз Украины» нет. Решение вопроса оказалось непростой задачей. Ведь, например, несмотря на то, что ГРС принадлежат государству, вся техническая документация по их эксплуатации находится в ведении облгазов. Поэтому именно облгазы, а не государство, несут ответственность за безопасную эксплуатацию и ремонт ГРС, которые относятся к объектам повышенной опасности.

С 2012 года облгазы заключали договоры хозяйственного ведения с Минэнерго, которое представляло интересы государства – собственника ГРС. Такой подход позволял облгазам ремонтировать и поддерживать техническое состояние газовых сетей за счет собственных средств и отражать это в своей финансовой отчетности (действующая нормативно-правовая база позволяет тратить средства предприятия только на то имущество, которое находится на его балансовом учете). А когда вступят в силу нормы принятого закона «О рынке природного газа», плата за эксплуатацию облгазами государственных ГРС на условиях аренды или концессии ляжет на плечи конечных потребителей: сумма платежа государству по договору аренды или концессии будет заложена в тариф на транспортировку газа.

«Встретимся в суде»

Не исключена череда судебных разбирательств облгазов с Кабмином, которые могут затянуться на долгое время, негативно отражаясь на деятельности газораспределительных предприятий и стабильности оказания услуг потребителям газа. Потому что действующие договоры хозяйственного ведения не содержат такого повода для их расторжения, как появление законодательного запрета на подобную правовую форму соглашений.

Кроме того, статья 22 Конституции Украины запрещает принимать законы, которые урезают уже существующие права субъектов всех прав собственности. А статья 31 Хозяйственного Кодекса Украины признает дискриминацией установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов хозяйствования.

Если правительство не найдет компромисса с облгазами, инициировать суды с Кабмином может не только Дмитрий Фирташ. Кроме него, среди владельцев украинских облгазов – Ринат Ахметов («Киевгаз»), Игорь Учитель («Одессагаз»), Игорь Воронин («Уманьгаз», «Черкассыгаз»).

Автор материала: Светлана Долинчук

По материалам: Forbes.ua

Материалы по теме: