Электронное администрирования НДС меняется. Парламент боится последствий

На прошлой неделе глава ГФС Роман Насиров анонсировал появление законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс. Речь в нем будет идти о совершенствовании порядка электронного администрирования налога на добавленную стоимость....

На прошлой неделе глава ГФС Роман Насиров анонсировал появление законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс.

Речь в нем будет идти о совершенствовании порядка электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Об этом стало известно на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

По словам чиновника, за время тестового периода выявлены несколько моментов, которые можно улучшить. “Можно запускать так, как есть, но лучше все-таки поправить”, – говорит руководитель ГФС.

В украинских реалиях срочные поправки в Налоговый кодекс – дело уже вполне будничное, только в данном случае цена вопроса очень высока.

Решение о запуске электронного администрирования НДС парламент принял вместе с налоговой реформой в декабре 2014 года. В феврале стартовал его тестовый режим. То есть с февраля около 50 млрд грн налога поступило в бюджет через электронные счета. С 1 июля планируется полноценный запуск системы.

Любой сбой чреват недопоступлениями в бюджет. Есть три возможных варианта развития событий.

Первый – ГФС оперативно проводит законопроект через парламент, бизнес быстро привыкает к изменениям, система начинает работать по плану.

Второй – ГФС оперативно проводит законопроект через парламент, поправки вносят сумбур в более-менее отлаженный механизм. Это усиливает недовольство в бизнес-среде и приводит к неравномерным поступлениям в бюджет.

Третий – ГФС готовит поправки, проводит их через парламент и откладывает вступление в силу электронного администрирования налога.

Пока парламент и Минфин настроены на первый вариант. За эту неделю законопроект нужно доработать и уже на следующей пленарной – проголосовать в целом. Как получится на практике – покажет время.

ГФС подготовила поправки

По словам директора департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нели Приваловой, одна из поправок предоставляет фискалам возможность формировать корригирующие реестры, которые отправляются в казначейскую службу.

В понимании ГФС этот вопрос актуален для тех плательщиков, по которым после подачи декларации было принято решение о рассрочке и отсрочке уплаты налогов. Правда, эта идея уже стала спорной.

“Для реструктуризации налоговых обязательств такая корректировка может иметь смысл, однако ручное вмешательство опасно. Кроме того, корректировка реестров не решает проблему реструктуризации, если деньги все равно зависают на электронном счете”, – говорит вице-президент УСПП Юлия Дроговоз.

Еще одно новшество от ГФС – запрет арестовывать средства на счетах казначейства. Часть поправок касается регистрации налоговых накладных.

“Рабочая группа пришла к общему выводу, что поставщики осуществляют поставки беспрерывно, и надо предоставить им право регистрировать одну налоговую накладную, в которой будут указаны общие объемы поставок за месяц по одному плательщику”, – сообщила Привалова.

По ее словам, в этом вопросе не будет применяться правило первого события. Речь о возможности укрупнить и подать сведенную налоговую накладную для компании с большим количеством контрагентов. Это будет налоговая накладная, сформированная в последний день отчетного месяца.

Это новшество, отмечает Привалова, коснется поставщиков электроэнергии и компаний, предоставляющих услуги связи.

Предполагалось, что до конца прошлой недели депутаты согласуют документ. В пятницу они собрались в закрытом режиме для обсуждения новшеств.

“Одна часть дискуссии касалась узкотехнических вопросов – сроков регистрации накладных, зачисления сформированного на начало периода сальдо по НДС”, – рассказал ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Заставный, “Народный фронт”.

В то же время, по словам депутата, члены общественного совета ГФС, представители 170 организаций, настаивали на отмене электронного администрирования. Они передали свои предложения главе профильного комитета Нине Южаниной, БПП, и на этом все закончилось.

По данным источников ЭП, фискальная служба подготовила поправки в Налоговый кодекс и в пятницу презентовала их депутатам. Договориться не удалось – обсуждение продолжится. Предлагаемые ГФС изменения выглядят так.

Изменения с сюрпризом

У депутатов не было много времени на ознакомление с документом.

“Сам законопроект мы увидели непосредственно на рабочей группе, ранее мы его не видели. В пятницу ГФС презентовала основные его идеи”, – рассказывает ЭП народный депутат от фракции “Самопоміч” Татьяна Острикова.

В своем документе ГФС предлагает опять обнулить формулу на 1 июля. Фискалы объясняют такой шаг желанием устранить “схемные” кредиты, которые, возможно, были вброшены в систему. Однако, отмечает депутат, они это уже проходили в феврале. Тогда это вылилось в существенные проблемы при подаче деклараций.

Если так сделать сейчас, то, по словам Дроговоз, на фоне нерешенных проблем с формулой с 1 июля начнут накапливаться сложности, связанные с корректировкой расчетов и несвоевременно зарегистрированными налоговыми накладными.

Кроме того, компании, которые вышли в минус и рассчитывали этим минусом воспользоваться в будущем периоде, не смогут этого сделать. Они будут вынуждены платить налог “живыми” деньгами.

“Мы думали, как это решить. ГФС пошла на компромисс в том плане, чтобы разрешить регистрировать налоговые накладные на протяжении двух месяцев. Скорей всего, это июль и август – два раза в месяц, 15 и 30 числа. Сейчас Неля Привалова должна все это выписать”, – говорит Острикова.

Помимо прочего, не решен вопрос предпринимателей, которые подали декларации за февраль не в соответствии с разъяснительным письмом ГФС.

“Служба считает такие декларации неправильными. Депутаты простят амнистию и отмену штрафов по этим случаям. Если кто-то уже уплатил штраф – мы требуем учесть эти суммы в счет будущих платежей”, – говорит Острикова.

Ответственность никого не радует

По данным Романа Насирова, на 1 июня в системе зарегистрировали свои налоговые накладные 180 тыс плательщиков. На аналогичную дату 2014 года этот показатель был немногим больше 100 тыс.

“Начиная с февраля, через систему зарегистрировано 83 млн налоговых накладных на 280 млрд грн НДС. За март-апрель через систему уплачено более 19 млрд грн НДС, за май – около 8,5 млрд грн”, – говорит Насиров.

Ошибки в системе есть, однако их немного, убеждает руководство ГФС. Например, было четыре случая, когда не прошла проверка ключевого рассмотрения счета. 12 ошибок связаны с несовпадением данных в МФО отправителя с атрибутами получателя.

“Был случай с невозвратом денег. Мы выяснили, что там был указан неактуальный счет плательщика. Самая частая ошибка связана с внесением плательщиком данных”, – рассказывает Насиров.

Последний элемент, который дорабатывается, – это автоматизация между ГФС и казначейством системы для плательщиков, которые находятся на спецрежиме налогообложения, то есть для аграриев. Для них нужно создать спецсчета.

Что еще важно?

“В пятницу Южанина спросила Минфин и ГФС, могут ли они предоставить официальные заключения о том, что система действительно работает успешно, и может ли ГФС поручиться, что сбоев не будет”, – рассказывает Заставный.

По словам депутата, представители правительства уклонились от конкретного ответа, пообещав устранять проблемы, если те будут появляться.

Острикова сообщила, что депутаты написали письма в ГФС, Минфин, НБУ, Минэкономики. “Пускай министр подтвердит, что в результате введения электронного администрирования экономика не пострадает”, – говорит депутат.

Ответ НБУ тоже нужен. Раньше, по словам депутата, 20% НДС находилось с банковской системе – предприниматели платили налоги не со своих карманов, а с банковских счетов. Сейчас эти средства вымываются из банковской системы и переходят в казначейство.

“Мы хотим, чтобы глава НБУ Валерия Гонтарева подтвердила, что запуск системы не усугубит кризис в банковской системе”, – отмечает Острикова.

В разговорах депутаты признаются, что они хотят перестраховаться на случай, если что-то пойдет не так, и снять с себя ответственность. При наличии официальных выводов ведомств обвинить в чем-то парламент будет сложно.

Опрошенные ЭП депутаты сошлись во мнении: если ГФС и Минфин не смогут гарантировать, что система заработает без сбоев, будет поднят вопрос о переносе ее запуска на несколько месяцев.

Главная загадка в этой истории – влияние на бюджет.

Роман Насиров не озвучил, насколько увеличились поступления в казну за время тестового периода. По словам же источников ЭП в Министерстве финансов, за четыре месяца бюджет получил на 10 млрд грн налога больше.

“Я не запрашивала сводную цифру, но я видела данные по Киеву. За февраль по сравнению с предыдущим месяцем поступления увеличились на 20%. В марте – на 60%”, – заверила ЭП Южанина. По ее словам, рост поступлений от НДС есть.

Автор материала: Галина Калачова

По материалам: Epravda.com.ua

Материалы по теме: