Деньгами проблему не решить

Мировой опыт показывает, что зависимость между величиной зарплаты депутатов парламентов разных стран и эффективностью их работы не более чем миф Вопрос, сколько должен получать за свою работу депутат, не...

Мировой опыт показывает, что зависимость между величиной зарплаты депутатов парламентов разных стран и эффективностью их работы не более чем миф

Вопрос, сколько должен получать за свою работу депутат, не дает покоя украинцам практически все годы независимости. С одной стороны, парламентарии со сверхвысокими зарплата выглядят как-то уж слишком оторвано от народа. А снижение их жалованья в минувшем году породило волну опасений, что за этим шагом последует неминуемый рост политической коррупции.

Тем, кто обсуждает, какое вознаграждение за свой труд должен получать депутат украинского парламента, чтобы быть хорошо мотивированным и не подвергаться соблазну коррупции, следует ознакомиться с результатами работы западных специалистов по менеджменту, которые плотно занимались темой, что дает повышение заработной платы, еще несколько десятилетий назад.

В результате исследований, проведенных в различных корпорациях, выяснилось, что повышение заработной платы работает максимум три месяца. За это время менеджер переходит на новый уровень потребления, на котором ему начинает не хватать уже и повышенной зарплаты. Например, меняет городскую квартиру на загородный дом, приобретает второй автомобиль для жены, покупает товары в магазинах более дорогого ценового сегмента. При этом желание зарабатывать еще больше не только никуда не исчезает, но и усиливается, поскольку тренд постоянного повышения жизненного уровня уже задан.

В Украине это можно было наблюдать во время повышения зарплат в 2006–2007 годах, когда люди, еще недавно получавшие тысячу долларов в месяц, мгновенно привыкали к зарплате в две тысячи и жаловались, что в других компаниях на такой же должности платят по три тысячи. Сейчас это звучит как фантастика, но так было. И будет еще раз, как только в стране начнется подъем экономики.

Итак, с точки зрения психологии этот вопрос удовлетворительному решению, увы, не поддается. Посмотрим теперь на него под углом социальной справедливости и сравним заработную плату депутатов парламентов в разных странах со средней заработной платой в стране. Например, в Испании она составляет 126% от среднестатистического заработка, в Швеции — 191%, в Германии 262%. Но и тут опять неувязка. В Италии, которую постоянно сотрясают политические коррупционные скандалы, зарплата парламентариев составляет 492% средней в стране. А в Швейцарии — всего лишь 92%. Но часто ли вы слышали о политических коррупционных скандалах в Швейцарии? Выходит, что и этот показатель как критерий эффективности тоже не работает. А жаль. Украина выглядит в этом плане весьма по-европейски со своими 162%.

Экономический потенциал страны, ее политический вес в мире и, соответственно, уровень ответственности депутата ее парламента тоже, как выясняется, не имеет значения. Депутат бундестага локомотива европейской экономики и политического лидера ЕС Германии еще недавно получал без учета доплат, компенсаций и т.п. 120 тысяч евро в год — ровно столько же, сколько депутат палаты представителей или сената в маленькой Бельгии. (Сейчас, правда, в Германии зарплату депутатам бундестага немного повысили.)

Если говорить о депутатах Европейского парламента, то там до 2009 года зарплаты равнялись зарплатам депутатов нижних палат национальных парламентов тех стран, от которых евродепутаты были избраны. В связи с жалобами на такое неравноправие с 2009 года все евродепутаты получают одинаковую сумму, равняющуюся 38,5% зарплаты судьи Европейского суда, которая составляет $307,5 тыс. в год.

Таким образом, можно констатировать, что эффективность работы парламентариев в любой стране, как, к примеру, и топ-менеджеров, которые могут довести корпорацию до убытков, но, тем не менее, спрыгнуть с нее с «золотым парашютом» весом в несколько миллионов долларов, не имеет прямой корреляции с их заработной платой. И речь здесь надо вести не о деньгах, а о политической культуре, складывавшейся долгими годами, десятилетиями, а в некоторых странах и столетиями. А она включает многие компоненты. В частности — систему сдержек и противовесов, где, например, судебная власть может реально контролировать законодательную, а не зависеть от нее. Где депутаты реально ответственны перед своими избирателями и не могут рассчитывать на то, что те забудут о предвыборных обещаниях (а если и забудут, то конкуренты на выборах напомнят) и голоса можно будет купить «за гречку». Где, наконец, независимая пресса реально является четвертой властью, а не обслуживает чьи-то интересы.

По материалам: Comments.ua

Материалы по теме: