Большой газовый кнут и маленький социальный пряник от Гройсмана

Старт работы новоиспеченного премьера Гройсмана прошел лихо. Гройсман сдал первый экзамен по предмету «возобновление сотрудничества с МВФ» любой ценой. Очевидно, тарифы на газ и есть та самая «любая цена»,...

Старт работы новоиспеченного премьера Гройсмана прошел лихо. Гройсман сдал первый экзамен по предмету «возобновление сотрудничества с МВФ» любой ценой. Очевидно, тарифы на газ и есть та самая «любая цена», поскольку борьба с тотальной коррупцией, оффшорами, засильем олигархов, чего также добивается МВФ, новое правительство не вдохновляет.

Чтобы хоть как-то компенсировать впечатление от газового кнута, электорату предложен маленький пряник: решено отменить налогообложение пенсий и чуть больше ранее обещанного повысить социальные стандарты к концу года. Два последних решения уже подаются чиновниками как грандиозные свершения в сфере социальной справедливости, хотя на фоне нынешнего масштаба цен и неуклонного роста коммунальных тарифов являются мизерными подачками, рассчитанными на «выпуск пара».

Напомним, что с 1 апреля 2016 года тарифы на газ для населения должны были вырасти до 75% так называемой экономически обоснованной стоимости в рамках социальной нормы в размере 1200 кубометров в течение отопительного сезона. Причем при расчете этой экономически обоснованной стоимости почему-то принято закладывать стоимость импортного топлива, составляющую в настоящий момент около 210 долларов за 1 тысячу кубометров. В то же время, по ряду оценок, потребность в газе населения примерно на 75-80% обеспечивается топливом внутренней добычи, которое примерно вдвое дешевле. Но этот вопрос в Кабмине предпочитают замалчивать.

Предыдущее правительство Яценюка указанное повышение до 75% полной стоимости газа не произвело, предоставив возможность и последователям замараться в негативе, которого у Яценюка накопилось в избытке. Гройсман же решил не растягивать «удовольствие», сразу же подняв тариф до 100% полной стоимости по импортному паритету.

Как нас опять «надуют» газом

Комментируя повышение тарифа на газ для населения до полной стоимости, Гройсман мотивировал эту меру, в том числе, борьбой с коррупцией и злоупотреблениями. Определенное рациональное зерно здесь, несомненно, имеется, поскольку существование нескольких цен на один и тот же товар является питательной почвой для коррупции. Правда, возникает вопрос: почему рядовые граждане должны расплачиваться за коррупцию чиновников государственного «Нафтогаза» и дельцов частных облгазов? Этот вопрос еще более актуализируется, если еще раз напомнить, что газ отечественной добычи, добываемый государственным предприятием «Укргазодобыча» обходится «Нафтогазу» значительно дешевле.

Тем не менее, 27 апреля 2016 года на заседании Кабинета министров было единогласно принята новая редакция постановления №758, которым для населения и промышленных предприятий была установлена единая цена на газ.

Согласно этому документу, правительство с 1 мая 2016 года обязало НАК «Нафтогаз Украины» и облгазы продавать населению газ по единой цене 6879 гривен за тыс. куб. м с учетом НДС, расходов на транспортировку и прочих расходов. Именно такую цену в правительстве называют экономически обоснованной.

Таким образом, правительство отменило так называемую социальную норму в объеме 1200 куб. м на отопительный сезон по цене 3600 гривен за тыс. куб. м. Напомним, что эта норма действовала в отопительный сезон 2015-2016 годов, служила темой для обильного пиара предыдущего правительства на тему заботы о рядовых гражданах.

Цена продажи газа для потребностей теплокоммунэнерго также установлена на уровне 6879 гривен за тыс. куб. м.

Напомним, что ранее максимальная цена на газ составляла 7188 гривен за 1 тысячу кубометров. Таким образом, правительство Гройсмана несколько снизило максимальную цену газа до указанных единых для всех 6879 гривен за тыс. куб. м. В силу этого, теперь для бытовых потребителей, использующих газ для приготовления пищи, розничная цена уменьшается с 71 грн 88 коп. до 68 грн 79 коп. за кубический метр. Конечно, это некоторое послабление, но необходимо помнить, что в подавляющем большинстве случаев газовые плиты многоэтажных городских домов счетчиками не оборудованы, а нормы потребления завышены.

К тому же, осталась одна лазейка. Для религиозных организаций цена будет 3913 грн за тысячу кубометров газа. Смысл этого послабления не слишком понятен, особенно если говорить о Московском патриархате, который, судя по роскошной жизни настоятеля Киево-Печерской Лавры Павла, явно не бедствует. Наличие подобной лазейки может привести к тому, что в ближайшее время в Украине начнется стремительный рост количества религиозных организаций и потребление ими газа, а «газово-религиозная тематика» может стать питательной средой для злоупотреблений.

Последствия столь стремительного роста цены на газ могут быть непредсказуемыми. В ходе круглого стола в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Алена Бабак заявила, что тариф на услуги по теплоснабжению с начала нового отопительного сезона вырастет вдвое. По словам Бабак, цена на газ для ТКЭ вырастет с 2994 грн за тысячу кубометров до фактически 6900 гривен, а поскольку стоимость газа составляет 76% в структуре тарифа на теплоснабжение, с нового отопительного сезона цена на отопление вырастет примерно вдвое.

Кстати, не следует забывать, что, кроме тарифов на газ, отопление и горячую воду, растут также расценки на электроэнергию и другие коммунальные услуги, прежде всего, холодное водоснабжение и водоотвод.

В СМИ появилась информация о том, что некоторые члены правительства на условиях анонимности предсказывают кризис неплатежей, вызванный столь стремительным ростом цены на газ и, как следствие, тарифов на другие виды коммунальных услуг, зависящих от газа.

Гройсман уверяет, что неимущие граждане от повышения тарифов на газ не пострадают, поскольку они будут защищены системой субсидий. Но далеко не все в правительстве уверены в том, что на субсидии хватит средств. Как заявил 27 апреля директор Департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко, после повышения тарифов на газ и, соответственно, услуг по теплоснабжению количество заявителей на получение субсидий может вырасти на 50%, и в этом случае 35 млрд гривен, выделенных в этом году на субсидии, может не хватить. Музыченко напомнил, что в прошлом отопительном сезоне субсидии получали 5,5 млн домохозяйств. Чиновник справедливо отмечает, что если доходы населения не растут, то население не сможет платить даже при условии субсидирования. Словом, возлагать слишком большие надежды на субсидии не стоит.

На этом фоне государство будет предпринимать меры по всяческой экономии средств на субсидирование путем снижения так называемых социальных норм, в рамках которых начисляются субсидии. Ныне действующие нормы уже являются заниженными.

Ожидается, что в ближайшее время будут пересматриваться потребительская корзина и прожиточный минимум. Поданный Минсоцполитики проект потребкорзины существенно сокращает даже нынешние социальные нормы. Например, социальную норму потребления холодной воды предлагается снизить с 3,2 до 2,4 куба в месяц на человека, горячей воды с 2,4 до 1,6 кубометра в месяц, газа для плиты – с 10,4 до 6 кубов в месяц, электроэнергии – с 100 до 90 кВт-ч в месяц. Таким образом, под шумок долгожданного пересмотра потребительской корзины чиновники получат возможность существенно урезать размеры субсидий.

«Косточка» для электората

Зато много шума вокруг решения Кабмина о повышении социальных стандартов и отмены налогообложения пенсий. Эти решения можно расценивать как своего рода «кость», которую бросают электорату, чтобы хоть как-то сгладить негативное впечатление от роста тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги.

По словам министра финансов Александра Данилюка, законопроектом предлагается освободить от налогообложения НДФЛ суммы пенсий и ежемесячного денежного содержания с 1 мая 2016 года. «Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту социальных экономических прав пенсионеров, будет способствовать обеспечению выплаты начисленных пенсий в полном объеме», – сказал министр финансов.

Напомним, что предыдущее правительство Яценюка продавило, прямо скажем, «мародерское» решение о том, что пенсии работающим пенсионерам и пенсии свыше определенной, незначительной на фоне огромных цен и тарифов, величины облагаются налогами на общих основаниях. Законность таких решений была более чем сомнительной. Едва ли отмену незаконного и просто аморального решения предыдущего правительства можно считать огромным шагом вперед в вопросе социальной справедливости, как это делает, например, министр социальной политики Павел Розенко. Особенно, если учесть, что Розенко и ряд других нынешних министров входили в состав правительства Яценюка, а потому несут ответственность за действующее налогообложение пенсий.

Собственно, приведенное выше высказывание министра финансов Данилюка содержит признание о том, что речь идет о восстановлении нарушенных социальных и экономических прав пенсионеров. По сути, пенсионерам возвращают то, что незаконно отобрали раньше. И никто ни слова не говорит о чьей-либо ответственности за предыдущее решение! Точно так же – нигде ни слова не говорится о том, когда и как будет произведен перерасчет с целью возврата пенсионерам того, что у них незаконно отобрали…

Кроме того, на заседании Кабинета министров был одобрен законопроект об увеличении социальных стандартов с 1 декабря 2016 года на 10%.

Напомним, что стараниями правительства Яценюка в нынешнем, 2016 году было предусмотрено повышение социальных стандартов в два этапа. Прожиточный минимум с нынешних 1330 гривен с 1 мая вырастет до 1399 гривен, а с 1 декабря – до 1496 гривен. Минимальная зарплата вырастет, соответственно, с 1378 грн до 1450 и 1550 грн. Минимальная пенсия для пенсионеров и инвалидов – с нынешних 1074 грн, соответственно, до 1130 и 1208 гривен. Прожиточный минимум для детей до 6 лет – с нынешних 1167 гривен до 1228 и 1313 гривен. Прожиточный минимум для детей от 6 до 18 лет – с 1455 грн до 1531 и 1637 гривен соответственно.

Таким образом, если предыдущее правительство в ходе второго, декабрьского повышения ранее планировало увеличить социальные стандарты примерно на 6-7%, то правительство Гройсмана намерено увеличить стандарты на 10%.

«Мы рассчитали наши возможности и видим, что можем ввести повышение социальных стандартов для украинцев с 1 декабря не на 6%, как это было запланировано, а на 10%», – сказал новоиспеченный премьер.

Очевидно, что подобное «покращення» призвано было скрасить негатив от повышения тарифов. Но это вряд ли сработает. Например, по предварительным оценкам, стоимость отопления «брежневской» двухкомнатной квартирки после повышения тарифов в следующем отопительном сезоне может достигнуть 1800-2000 гривен. Подчеркнем, речь идет только об отоплении! И это не говоря уже о том, что указанное копеечное повышение стандартов намечено с декабря, а отопительный сезон начинается, как известно, раньше…

Автор материала: Александр Карпец

По материалам: Glavcom.ua

Материалы по теме: