Благосостояние украинцев: лучше, чем в 1994-м, но хуже, чем в 2013-м

Миксер и кофемолка уже не роскошь У нас для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что мы, безусловно, сегодня живем лучше, чем в 1994-м или...

Миксер и кофемолка уже не роскошь

У нас для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что мы, безусловно, сегодня живем лучше, чем в 1994-м или тем более в 1998-м, когда более чем половине украинцев не хватало денег даже на еду (подробнее см. таблицу). А те, кто могли себе позволить купить миксер или кофемолку, чувствовали себя настоящими богачами!

Плохая новость заключается в том, что по сравнению с 2013-2014 годами ухудшение жизни произошло колоссальное. Причем не по статистике, а именно по собственным ощущениям. Многие называют это испытанием нищетой. Впрочем, так ли это – решать каждому самостоятельно.

Как показало исследование, проведенное Киевским международным институтом социологии (КМИС), всего за два года вдвое выросло число украинцев, которым не хватает денег даже на еду. А более чем половине наших сограждан средств едва хватает исключительно на продукты. Соответственно, в полтора раза сократилось число тех, кто может себе позволить покупку одежды и тем более крупной бытовой техники. Не говоря уже о машинах и квартирах. В целом, если сравнивать ответы опрошенных, по ощущениям и самооценке своего уровня жизни они ближе всего к 2005 году. То есть мы всей страной вернулись на 10 лет назад.

“Молодежь живет сегодняшним днем”

Впрочем, украинские супермаркеты и торгово-развлекательные центры скорее убеждают в обратном. В ТРЦ не протолкнуться ни в выходные, ни в будни – людей просто толпы! А в крупных супермаркетах по-прежнему редко увидишь человека с корзинкой – большинство гордо ездят с набитыми доверху тележками. Что ж это за ухудшение жизни такое, практически не видимое даже вооруженным глазом? Неужели у украинцев был настолько большой “запас прочности”? У экспертов есть свои объяснения.

Начнем с того, что в ТРЦ многие украинцы ходят как в музеи и на экскурсии, практически ничего не покупая, – говорит психолог Марина Деркач. – Окунуться в более-менее приятную атмосферу, прикоснуться к праздничным витринам и всеобщему оживлению. Плюс погреться – на улице-то мороз! Это очень выгодно: вроде бы и в город съездили, и выходной “культурно” провели, и ни копейки не потратили.

По мнению экономиста Александра Дудчака, плотность покупателей в существующих супермаркетах можно объяснить и отказом самих супермаркетов от развития еще в 2015 году.

Те торговые точки, что открываются, – это в основном “дискаунтеры” и “магазины у дома”, которые могут быстрее окупиться, – говорит экономист. – Большой бизнес не рискует инвестировать в нынешних условиях. А во внутренней торговле весь 2015 год наблюдалось падение: по предприятиям оптовой торговли за первые 10 месяцев – на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, оборот розничной торговли сократился на 21,7%. На 15% упал спрос на бытовую технику и мобильные телефоны.

Удивляет и ситуация в отечественных кафе и ресторанах. Если все так плохо, почему все столики заняты? Не дешевле купить кусок мяса и дома приготовить?

Во-первых, украинцы пытаются сохранить видимость прежнего уровня жизни, переходя в более дешевые ниши, – разъясняет экономист Андрей Мартынюк. – Те, кто ходил в дорогие рестораны, перешли в бюджетные, посетители бюджетных ресторанов переориентировались на кафе, постоянные клиенты кафе – на фастфуды. Во-вторых, основная масса посетителей кафе – это молодежь, которая в большинстве своем живет сегодняшним днем. Их зарплат не хватает на покупку квартиры или машины, а кредиты нынче не дают. Вот они и предпочитают тратить деньги “не отходя от кассы”.

“Сверхбогатство” в локальном масштабе

То, что украинцы с трудом соглашаются с понижением своего уровня жизни и пытаются поддерживать хотя бы его внешние признаки, проявляется буквально во всем.

Люди отказываются от покупок товаров долговременного пользования и говорят себе, что это не отказ, а просто перенос планов на перспективу, – продолжает Дудчак. – Украинцы стараются по-прежнему баловать себя привычным ассортиментом продуктов питания, при этом сам ассортимент сокращается, а покупатели обращают свои взоры на товары более низкой ценовой категории. Это заметно и по информации о планах автодилеров: в 2016 году официально на украинском рынке не будет таких марок, как Dodge, недорогих иранских Saipa, Samand, уходят китайцы – BYD, Lifan FAW.

При этом, продолжает эксперт, удивительно, что с нашего рынка уходят Ferrari и Lamborghini. Обычно при обеднении основной массы населения спрос на товары группы Luxury страдает не так сильно. По всей вероятности, говорит Александр Дудчак, дело в том, что украинские “сверхбогачи” являются таковыми лишь в локальном масштабе.

На чем экономят украинцы*

На всем 66,19%

На развлечениях 8,91%

На одежде 7,66%

На отдыхе 6,24%

На еде 4,08%

На детях 0,58%

На лекарствах 0,42%

На транспорте 0,42%

Ни на чем 5,50%

Большая разница

Термин “нищета”, который первоначально относился лишь к доходам, сегодня приобрел более широкий смысл. Нищета в развивающихся странах – это голод и неграмотность, болезни и эпидемии, полное отсутствие возможностей заработка и неэффективные механизмы перераспределения. Что касается развитых стран, то принято считать, что нищеты в них нет. Есть бедность, и то это понятие относительное.

Европеец может остаться без работы, едва сводить концы с концами, жить в условиях, недостойных Европы, но тем не менее бедный человек во Франции и бедный человек в Анголе – это, безусловно, совершенно разные категории, – говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

Автор материала: Наталья Мичковская

По материалам: Korr.com.ua

Материалы по теме: